Ниоткуда с любовью. О спектакле "Заповедник" Театра им. Пушкина - Inc News
, автор: Нестерова А.

Ниоткуда с любовью. О спектакле "Заповедник" Театра им. Пушкина

Премьерный показ спектакля состоялся 5 декабря 2020 года на Основной сцене театра.

10 августа 2021 года в Московском драматическом театре им. А. С. Пушкина открылся новый, 72-й сезон. Он начался спектаклем "Заповедник" по одноимённому произведению Сергея Довлатова в постановке Игоря Теплова.
Редкое зрелище может удивить столь тесным переплетением комедии и трагедии. Происходящее на сцене вызывает контрастные эмоции — вокальный ансамбль а-ля "Земляне" (участники коего — студенты мастерской Е. Писарева в Школе-студии МХАТ) исполняет зажигательные хиты 70-х годов, но в это же время писатель Борис Алиханов (Владимир Жеребцов) сомневается в себе, отрицает свою значимость и творческую одарённость, плачет, стоя на коленях перед внезапно ожившим изображением Александра Сергеевича Пушкина (Игорь Хрипунов)... И просит, обращаясь не столько к кому-то конкретному, сколько, пожалуй, ко всему человечеству: "Взгляните на меня с любовью!". С этой отчаянной мольбы начинается действо, в финале она звучит вновь. Как бы закольцовывая сюжет. Отождествляя жизнь писателя с замкнутым кругом, внутри которого он беспрестанно ищет себя. Ищет любви и поддержки...

Фото: Театр имени А. С. Пушкина/teatrpushkin.ru


Любовь и поддержку нельзя гарантировать. Ни один из нас, приходя в этот мир, не может быть уверен в том, что будет любим и успешен. Особенно творческий человек. Борис всеми силами пытается стать успешным и востребованным, но его произведения не печатают. Жена Татьяна (Анна Кармакова) упрекает его в лени и наивности, эти упрёки для него невыносимы. Ещё более невыносимо то, что супруга хочет эмигрировать, забрав с собой дочь. От реальности Борис прячется в потоке спиртного (Прим. — чрезмерное употребление алкоголя вредит здоровью) и воспоминаниях, вновь и вновь воссоздавая в памяти одно из первых свиданий с Татьяной в юности (молодых и по-юношески прекрасных героев сыграли Фёдор Левин и Вероника Сафонова).
Нельзя не отметить то, с какой бережностью и интеллигентностью Владимир Жеребцов воплощает не слишком совершенный, полный пороков образ героя. Его Борис растерян, но он не потерял себя. Он благороден, несмотря на крепкую дружбу с алкоголем. Он любит жену и дочь. Он несчастен, но, кажется, совсем не обозлён на жизнь. Недоволен ею — да, но не обозлён. Покидать страну он не желает, потому что и её искренне любит. Несмотря на то, что страна не торопится отвечать ему взаимностью...
Как подтверждение этой любви в спектакле звучат мелодии песен "С чего начинается Родина", "Берёзовый сок"... Алиханов не может толком объяснить, за что любит Россию. Любовь, как правило, всегда сложно облечь в слова.
Если портреты Алиханова и Татьяны в этой постановке "прорисованы" детально, то портреты других героев, встреченных писателем в заповеднике "Михайловское", представлены эдакими набросками — схематичными, но очень яркими и запоминающимися. Взрывная и нарочито активная Марианна (Ирина Пулина), смешная Людочка (Валерия Ёлкина), эскурсоводы-балагуры Потоцкий (А. Анисимов) и Митрофанов (А. Рахманов), приютивший Алиханова Сорокин (Владимир Майзингер)... Все они выполняют одну "функцию" — расцвечивают собой, как красками, безрадостную жизнь творца, решившего поработать (дабы почувствовать себя нужным и полезным) в заповеднике. Смотря на Бориса, зритель невольно начинает проникаться его судьбой, сопереживать ему. Смотря на вышеупомянутых персонажей, зритель слегка отвлекается от переживаний, расслабляется. Трагедия здесь грамотно разбавляется комедией, не позволяя публике впасть в уныние.

Фото: Театр имени А. С. Пушкина/teatrpushkin.ru

Энергетически и атмосферно спектакль очень схож с фильмом Алексея Германа-младшего "Довлатов". Сергей Донатович "вложил" в качестве основы в образ Алиханова свою жизнь. Он точно так же мучился от невостребованности и сомневался в себе — это довольно подробно, но аккуратно показано в фильме. Та же музыка прошлых лет сопровождает фильм, те же муки творчества помогают главному герою жить и одновременно "разводят" его с близкими, делая несчастным. Киноленту и сценическое действо объединяет ещё один важный фактор — наблюдая за демонстрируемыми событиями, зритель не ощущает давящей печали, депрессивной тоски. Печаль присутствует, но она по-пушкински светла. И спектакль, и фильм дают надежду на то, что главный герой всё-таки будет счастлив. Обязательно будет.
А иначе и быть не может. Ведь в финале "Заповедника" Александр Сергеевич с такой благосклонной нежностью, с любовью смотрит на Бориса... Словно благословляет его на дальнейшее творчество. Борис, похоже, даже не подозревает, что он уже стал счастливым — не каждый творец может похвастаться тем, что сумел расположить к себе Пушкина!
Следующий спектакль пройдёт 3 сентября — в этот день Сергею Довлатову могло бы исполниться 80 лет.
Продолжительность — 2 часа 40 минут. Внимание! В спектакле присутствует ненормативная лексика. Возрастное ограничение — 18+.

Источник фото: Театр имени А. С. Пушкина/teatrpushkin.ru
x