Сначала набросок, затем — портрет: О спектакле "Поминальная молитва" театра МОСТ - Inc News
, автор: Нестерова А.

Сначала набросок, затем — портрет: О спектакле "Поминальная молитва" театра МОСТ

Одноимённая пьеса Григория Горина обрела новое пронзительное прочтение...

Премьера спектакля Георгия Долмазяна по пьесе Григория Горина "Поминальная молитва" состоялась в театре МОСТ в 2017-м году, но и спустя несколько лет постановка не утратила ни актуальности, ни очарования.
Эта "Поминальная молитва" — не копия той, что была жемчужиной репертуара "Ленкома" в конце прошлого века. Это абсолютно самостоятельный спектакль — да, с теми же героями, сюжетными линиями и даже с той же типичной для Марка Захарова схемой "в первом акте зрители будут хохотать, во втором — плакать", но другой. Здесь иная атмосфера. Иная энергетика у персонажей. Она более светлая и лёгкая для восприятия, нежели у героев, воплощённых ленкомовцами.
Все жители села Анатовка, вне зависимости от национальности, подкупают своим обаянием и колоритностью. И тем, как дружно они живут — украинец ходит к евреям за молоком, русский одинаково тепло общается и с евреями, и с украинцами, евреи привечают в своём доме и русских, и украинцев...

Фото: Анастасия Нестерова

Вся эта жизнь разных народов, живущих в одном селе, все их радости, горести и проблемы показаны очень камерно, вмещены в маленький "пятачок" сцены, на которой, кстати, даже декораций крайне мало. Только деревянные дощечки, трансформирующиеся то в забор, то в стол и скамейки, то в кровати, стоящие в избе. Этому спектаклю и его персонажам, кажется, и не надо много места. Они довольствуются малым. Живут скромно, но праведно.

Фото: Анастасия Нестерова

И при этом остаются людьми, а не аскетами — слабыми, живыми людьми. Степан (Дмитрий Чуриков) никогда не откажется пропустить рюмочку-другую; старый Лейзер-мясник рассчитывает жениться на молоденькой дочке молочника Цейтл (Наталья Дедейко); Менахем (Илья Кожухарь) то и дело меняет профессии, пытаясь заработать побольше; юные дочери молочника смущаются, когда в их доме поселяется студент Перчик (Георгий Антонов). А тот, начав учить их французскому, забывается и самозабвенно рассказывает о жизни в Киеве — дамы там, дескать, не такие скромные, как в Анатовке. "Мы их уважаем и даже... здороваемся!", — подчёркивает он.
Первый акт показывает быт жителей Анатовки, второй погружает зрителя в их духовный мир, намерения и помыслы. Если быт — это такие карандашные наброски рисунка, то происходящее во втором акте — полноценный портрет — крупные черты, яркие краски, размашистые штрихи... Ну, а разве можно как-то иначе показать момент отречения Тевье от Хавы (Юлия Вергун) или, например, погром в селе? Нет, такие сцены не могут быть схематичными, их необходимо глобализировать, укрупнять. Режиссёр сделал это очень тонко — и акценты расставил верно, и "увеличил масштаб" этих сцен так, чтобы не напугать зрителя, не оттолкнуть его чрезмерной тяжестью.
Особого внимания заслуживает жена Тевье Голда (Людмила Давыдова). Эта героиня — воплощение женского тепла, домашнего уюта и материнской любви. Всех накормит, всех обогреет, для каждого найдёт доброе слово. И на излишне жестокого порой супруга она не может злиться. Складывается ощущение, будто бы эта женщина в принципе не может кого-то не любить, она любит всех.

Фото: Анастасия Нестерова

Даже пьяница Степан моментально соглашается ухаживать за её могилкой, потому что она ему как родная. А сцена, в которой уже тяжело больная Голда помогает дочери во время родов (пусть только на расстоянии и словами) — пожалуй, самая сильная и бьющая в сердце сцена этого спектакля. И неважно, что не главная... Гораздо важнее то, что в этот момент женщины в зрительном зале плачут, а мужчины напрягаются, сильнее вжимаются в стулья.
Не менее пронзительно и то, что в "Поминальной молитве" Г. Долмазяна нет прямых упоминаний о смерти кого-либо из героев. Слов "он(а) умер(ла)" не произносит никто. Действо выстроено так, что зритель интуитивно понимает, в каком из миров находится тот или иной герой. Похоже, что этот приём употреблён сознательно — ведь любая из религий утверждает "Смерти нет".
Ближайшие спектакли: 9, 19 и 21 октября.
Продолжительность: 2 часа 30 минут.
Возрастное ограничение — 16+.

Источник фото: Театр МОСТ/teatrmost.ru
x