Футуристические грузовики с газотурбинными силовыми установками - Inc News
, автор: Рудой А.В.

Футуристические грузовики с газотурбинными силовыми установками

Сверхмощные автопоезда, которые остались прототипами

Греческий механик и математик Герон Александрийский, предположительно живший во второй половине I века н. э., придумал устройство, которое назвал «шар бога ветров Эола». По сути это был прототип первый паровой турбины. Но на момент его жизни изобретение не имело практического применения.

Спустя практически 2 000 лет примитивная безделушка эволюционировала до газо-турбинного двигателя. Именно с его помощью первый реактивный самолет Messerschmitt Me 262 отправился в полет.

В середине ХХ века инженера ведущих автомобильных компаний стали рассматривать грузовой транспорт в качестве платформы для внедрения газо-турбинных установок. Основой этому послужили теоретические исследования, которые описывали ряд преимуществ использования газо-турбинных двигателей взамен привычных ДВС. Ведь они способны работать практически на любом топливе. А их размеры гораздо меньше поршневых агрегатов аналогичной мощности. Работа проводилась параллельно на всех трех автогигантах Детройта. И уже в начале 60-х у каждого были свои прототипы газо-турбинных автомобилей.

Правда, самой первой компанией, представившей свой вариант, оказалась авиастроительная компания «Boeing». В апреле 1950 года она показала концепт газотурбинного тягача на базе Kenworth 524 со 175-сильной установкой, весившей 90 кг и занимавшей всего 13% объема дизельного двигателя. На начальной стадии проект казался очень амбициозным, так как грузовик мог работать на бензине, солярке или керосине. Прототип отправили на тестовый заезд из Сиетла в Лос-Анджелес, в ходе которого проявились многочисленные недостатки тягача. Он был слишком медленным и при этом расходовал 235 л топлива на 100 км пути. В Kenworth были вынуждены закрыть проект навсегда. Но Boeing продолжили исследования и к концу 50-х представили 324-сильный двигатель серии 502, весивший около 130 кг.

В 1961 году его установили на American LaFrance 900, который служил в пожарном департаменте Сан-Франциско. Так как город построен на крутых холмах, мощность пожарной машины пришлась очень кстати. Грузовик с именем turbo chef, обошелся городу в 50 000 у.е.(430 000 у.е в ценах 2019 года). С массой, без малого, 14 тонн, авто разгонялся до 80 км/ч всего за 30 секунд. Машина прослужила пожарникам 2 года, и была отправлена на списание из-за регулярных проблем с тормозами.

В 1964 году на выставке в Нью-Йорке General Motors представил свой концепт – магистральный тягач «Бизон». Грузовик был оснащен 1000-сильной газо-турбинной установкой 5 поколения GT-309, состоявшей из двух двигателей. Моторный отсек располагался позади водительской кабины.

Альтернативой рулевому колесу служили пара джойстиков, расположенных на регулируемой во всех направлениях рулевой колонке. Тягач имел 4 ведущих и управляемых колеса. Длинна «Бизона» с прицепом составляла около 15 метров.

Годом позже состоялся официальный релиз тягача Сhevrolet turbo titan 3. Это было третье поколение серии, использовавшим все тот же силовой агрегат GT-309. Это была самая слабая 280-сильная версия с моментом 1186 Нм. В паре с двигателем работала 5-ступенчатая трансмиссия «Элисон», которая давала способность осуществлять торможение двигателем. Полная снаряженная масса достигала 36 тонн, при этом максимальная скорость превышала 100 км/ч. Руль также заменили джойстики.

Попытки внедрить газо-турбинные технологии были и на территории бывшего СССР. В 1988 году был представлен инновационный для того времени МАЗ 2000 «Перестройка». Кабина на пневматической подушке, кондиционер, холодильник, электроплита и телевизор – все это было на борту прототипа. Двигатель мощностью 290 л.с. мог обеспечить скорость в 120 км/ч.

Грузовик был сенсацией на советских дорогах, но многие технологии этого тягача уже были применены 3 годами раньше на Renault VЕ 10 Virage, который превратился в серийный Renault Magnum.

Самым ярким представителем стал Ford Big RED, появившись в 1964 году. Авто приводился в движение 600-сильной газотурбинной установкой с моментом 2196 Нм. После дебюта в Лос-Анджелесе, грузовик отправился своим ходом в демонстративное путешествие по Америке и Канаде. Путь составил 9 000 км. Автомобиль вызывал бурю положительных эмоций не только у публики, но и у десяти водителей, которые участвовали в заезде. Кабина оснащалась пневматической подвеской, автоматической выдвижной алюминиевой лестницей и автоматической дверью с пневмо-приводом. Также к достоинствам можно отнести кожаные электро-кресла, холодильник, раковину с холодной и горячей водой, выдвижной туалет с системой утилизации отходов, электродуховку и две климатические установки. Автопоезд был 29 метров в длину и 4 метра в высоту. При этом его масса составляла более 77 тонн. Пару двигателю составляла все та же 5-ступенчатая автоматическая трансмиссия «Элисон», но не давала возможность тормозить двигателем. Из-за этого авто снабжалось двумя дополнительными тормозными системами. Big RED с полной загрузкой мог преодолевать скоростную отметку в 125 км/ч. Хотя машину оснастили двумя топливными баками, общим объемом 1060 литров, средний расход составил 110 л на 100 км. Это было чрезмерно много даже для Америки, в которой литр бензина на тот момент стоил меньше 7 центов.

Дальнейшая судьба и место нахождения концептов неизвестна.

Источник: Авто Тренды

x