, автор: Нестерова А.

Как развить мелкую моторику ребёнка

Методы развития моторики для детей разного возраста.

От того, насколько хорошо ребёнок контролирует движения рук и ног, зависит не только его физическое развитие, но и уровень интеллекта, концентрация внимания, речь и многое другое. Развитие мелкой моторики позволяет усовершенствовать некоторые навыки ребёнка, которые обеспечат ему полноценное существование в обществе. Чем лучше у маленького человека развита мелкая моторика, тем более ловким и сообразительным он станет в дальнейшем.

Начальная стадия развития мелкой моторики начинается в период младенчества, когда малыш начинает захватывать рукой какие-либо предметы. Именно в этот период врачи рекомендуют начать занятия так называемой пальчиковой гимнастикой. Она не подразумевает под собой никаких замысловатых упражнений. Нужно лишь мягко массировать пальчики ребёнка, сгибать-разгибать их. Во время выполнения гимнастики разговаривайте с малышом, пойте ему песенки, не позволяя заскучать. Такие занятия рекомендуется проводить в течение пяти минут ежедневно, ведь только регулярность может гарантировать положительный результат.

Эти упражнения актуальны не только в младенческий период, но и вплоть до "школьного" возраста. Массаж пальцев позволяет улучшить концентрацию внимания, что немаловажно для хорошей успеваемости в учёбе. Стимулировать нервные окончания пальцев и ладоней можно также с помощью специальных мячиков с шипами (отдавайте предпочтение резиновым мячикам, поскольку шипы на них гораздо мягче, нежели на тех, что изготовлены из пластмассы).

Фото: yandex.com

Существует множество книг, в которых детально описываются игровые упражнения для развития пальцев. Одно из них — "картошка и капуста" — вы можете выполнять вместе с ребёнком в любое время и в любом месте. Таким образом, ваше чадо не сойдёт с ума от скуки, ожидая в поликлинике своей очереди на приём к врачу или стоя вместе с вами в автомобильной пробке. Ваша задача — произносить с одинаковой периодичностью в произвольном порядке слова "картошка" и "капуста". При слове "картошка" ребёнок должен сильно сжать руку в кулак (изображая плод картофеля), а когда вы скажете "капуста", нужно будет раскрыть ладонь, как широкий капустный лист. Это упражнение поможет развить и быстроту реакции у малыша (ведь реагировать на слова-команды в этой игре нужно быстро).

После полутора лет ребёнку можно предложить игры с бусинами или пуговицами. Насыпьте в одну ёмкость много различающихся по цвету или размеру бусинок, пуговиц или камешков и попросите ребёнка распределить эти детали в отдельные группы в соответствии с их цветом или размером. Однако если ваше чадо имеет склонность тянуть в рот всё подряд, лучше заменить бусины и пуговицы чем-то съедобным (например, разноцветными конфетами или мармеладками).

Хорошими помощниками в развитии мелкой моторики станут игрушки-пирамидки, кубики, пластилин. Необязательно сразу учить малыша лепить фигурки, поначалу пусть он просто разминает пластилин в руках и придаёт ему разную форму.

Развить мелкую моторику школьника можно с помощью пазлов. Трудоёмкий процесс складывания картинки из фрагментов вырабатывает у ребёнка усидчивость и терпение (именно эти качества являются основополагающими в учёбе). А если к этому занятию подключится вся семья, то помимо физического развития ваше чадо получит и положительные эмоции от приятного времяпрепровождения и общения с близкими. При желании можно записаться на кружок оригами или лепки из глины. На подобных занятиях ребёнок не только обучается какому-либо рукоделию, но и благодаря помощи педагога раскрывает новые грани своего внутреннего мира, постигая азы творчества.