Как воспитывать ребёнка, не ущемляя его потребности - Inc News
, автор: Нестерова А.

Как воспитывать ребёнка, не ущемляя его потребности

Учимся видеть в ребёнке Личность.

Детско-родительские отношения — пожалуй, наиболее хрупкая разновидность коммуникации людей. Если в романтических, дружеских или рабочих взаимоотношениях обе стороны равны друг перед другом, то дети и родители изначально не могут быть на одном уровне.

Это обусловлено тем, что дети, в силу возраста, не имеют достаточного опыта и знаний, чтобы выстроить для себя границы допустимого поведения; понять, что делать можно, а чего не следует. Задача родителей — показать ребёнку пределы дозволенного, чётко обозначить границы.

Волшебное слово «Нельзя»

Установить запреты для ребёнка можно разными способами. Некоторые родители просто упиваются своей властью над сыном или дочкой, пользуются положением старшего и заставляют чадо подчиняться себе. Не следовать определённым правилам, а именно подчиняться.

Такие мамы и папы не в состоянии понять предназначение запретов. Запреты нужны для того, чтобы ребёнок теми или иными действиями не причинил вред себе или другим; не испортил нечто ценное, смог сформировать у себя положительные черты характера. Но есть родители, которые полагают, что запрет нужен просто для того, чтобы запретить. Почувствовать себя главным. Или же заставить ребёнка сделать что-то заведомо неприятное ему, чтобы тем самым его унизить.

Ребёнок должен знать, что его любят. Даже в тот момент, когда не разрешают делать то, что хочется. Потому что, как у любого из нас, у него есть необходимость в том, чтобы:

•не испытывать страданий, страха;

•вызывать одобрение и уважение у родных, друзей и педагогов;

•иметь успехи в учёбе, спорте, увлечениях;

•получать внимание от окружающих;

•быть нужным родителям (в том числе, приёмным), друзьям, родственникам, но при этом знать, кого в семье стоит слушаться;

•развиваться, как личность, учиться преодолевать неприятности, исцеляться физически и морально.

Задача родителей состоит в том, чтобы обеспечить наследнику уверенность в своей любви, заботе о нём. Так понимание того, что ему не желают зла, приходит к малышу быстрее.

Маленький человек, уверенный в том, что его любят, довольно быстро осознаёт, что реальная жизнь — это не сплошной «праздник непослушания», состоящий лишь из развлечений и поедания сладостей, а череда разных событий и эмоций — хороших и плохих, приятных и не очень. Запреты помогают ребёнку самому осознать, где кончается его свобода и начинается свобода другого человека. Важно только определить количество «Нельзя». Если мальчику или девочке слишком часто что-то не разрешают, у него(неё) появляется ощущение утраты своей значимости, он(а) чувствует себя бесправным и запуганным.

Ещё одно слово — «Надо»

Как убедить ребёнка сделать что-то, что от него требуется — помочь по хозяйству, спокойно вести себя на приёме у врача, побыть какое-то время одному..? Самым действенным методом здесь признан извечный метод воспитания — кнут и пряник. То есть, если сыну или дочке предстоит делать что-то неприятное, постарайтесь поощрить его(её) за это. Поощрением может стать всё, что способно сгладить неприятные ощущения или переживания: любимое лакомство, мультфильм, какая-нибудь маленькая обновка или прогулка в том месте, которое особенно нравится ребёнку. И, нет, это не торгово-рыночные отношения, как может показаться кому-то. Давая что-то взамен, мы как бы говорим: «Я понимаю, что тебе это может не нравиться. Но это необходимо. Пойми и ты меня. Я не имею цели намеренно тебя обидеть».

Постепенно размер поощрений и их частоту можно уменьшать (но не резко!), чтобы ребёнок привыкал делать то, что необходимо и не ждать никакой выгоды для себя. К тому же, проходя через неприятности (такие, как, например, визит к стоматологу), кроха научится преодолевать себя, свои страхи. Поймёт, что лучше сделать что-то неприятное сразу, чем откладыватьвать это «на потом».

Это не только вырабатывает дисциплину, но и даёт повод для гордости — как маленькому человеку: «Я молодец! Я смог!», так и родителям: «Моего ребёнка не пугают трудности!».