"На сцене жить нужно!": Лучшие спектакли с участием Фаины Раневской - Inc News
, автор: Нестерова А.

"На сцене жить нужно!": Лучшие спектакли с участием Фаины Раневской

27 августа исполняется 125 лет со дня рождения актрисы, никогда не считавшей себя великой, но ставшей таковой.

В кино она никогда не играла главных ролей. Критики и зрители называли Фаину Георгиевну "королевой эпизодов". Её короткие роли запоминались аудитории мгновенно, поскольку даже самого заурядного персонажа она преображала с помощью своей харизмы. Но на театральных подмостках ей довелось блистать и в главных ролях. Впрочем, даже если персонаж, которого играла Раневская, не был ключевым в спектакле, не влюбиться в него было невозможно...
"Дальше — тишина" (Театр им. Моссовета, 1978)

Извечный конфликт отцов и детей, показанный через призму восприятия старшего поколения. Героиня Раневской — трогательная пожилая женщина, одинокая и отчаянно желающая быть нужной и полезной своим детям. А те, подхваченные бешеной скоростью современной жизни, не могут (или не хотят) разглядеть печаль в её глазах. Они предпочитают домашним праздникам торжества в ресторане, общению с родителями общество друзей... Это не повод для осуждения, но это страшно ранит тихую седовласую старушку, видящую своё единственное утешение в любимом муже, с которым приходится разлучиться.
"Правда — хорошо, а счастье лучше" (Театр им. Моссовета, 1980)

Здесь Фаина Георгиевна предстала в образе старой добродушной няньки. Эта роль стала последней в её карьере. К великому сожалению, у почитателей её творчества сегодня нет возможности увидеть постановку полностью. Режиссёр — Сергей Юрский — рассказывал об этом так: "Телевидение решило снимать спектакль. Прямо из зала, по ходу. А я, как режиссер, возразил — качества не будет. Поговорил с Фаиной Георгиевной. Она, конечно, против. Для нее театр с камерами несовместим. Хотели снимать скрытой камерой. Но я-то знал, что много совсем темных сцен. Значит, надо будет добавить свет, и сильно добавить. Раневская заметит, разволнуется. Снимем осенью. Кто знал, что время уже отмерено, что не месяцами, а днями считать надо". Он чувствовал себя очень виноватым — перед памятью актрисы и перед её поклонниками — в том, что теперь нет возможности насладиться этой её ролью, увидеть действо полностью...
"Шторм" (Театр им. Моссовета, 1951)
Колоритная спекулянтка, временами робкая, но когда необходимо — довольно бойкая, была сыграна Фаиной Георгиевной столь блистательно, что в начале 70-х годов Юрий Завадский исключил эту её героиню из спектакля. Совсем. Потому что публика ждала выхода спекулянтки на сцену, а как только эпизоды с её участием подходили к концу — расходилась, покидала зал. Он сказал актрисе: "Вы слишком хорошо играете свою роль спекулянтки, и от этого она запоминается чуть ли не как главная фигура спектакля". Раневская захотела пойти на уступки Завадскому: "Если нужно для дела, я буду играть свою роль хуже". И всё равно была исключена из актёрского состава, за что очень обиделась на режиссёра и в дальнейшем с горечью говорила: "Выгнал меня из "Шторма" — вот и всё великое, что он сделал в искусстве".
Фаина Георгиевна не признавала понятия "играть" в театре. "Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене жить нужно!", — утверждала она. И жила. Но всё равно не считала себя талантливой. Сергей Юрский вспоминал, как актриса удивляясь реакции публики, восклицала: "Зачем они хлопают? Они меня любят?! За что?!".
Любят. До сих пор. За талант, преданность профессии и... За естественность, которой сейчас так недостаёт...

x