, автор: Чуликова Е.

Рецензия на спектакль-читку «Собачье сердце. Чудовищная история» в музее-театре «Булгаковский Дом»

В рамках фестиваля «Новое прочтение классики» труппа показала свою версию одного из самых неоднозначных произведений М.А.Булгакова.

Источник фото: bilook.ru.

Спектакль-читка – не очень распространённый театральный формат, соединяющий в себе элементы классической постановки и репетиции. Правда, привычных для «прогона» спектакля повторов и обсуждений режиссёра и актёров в итоговом варианте нет, остаётся только периодическое обращение исполнителей к тексту пьесы. На ход сценического действа это никоим образом не влияет, а в случае с «Собачьим сердцем» в «Булгаковском доме» и вовсе было завуалировано под чтение профессором Преображенским во время обеда «несоветских газет». Так что, рекомендуем смело посещать спектакли-читки, поскольку можно посмотреть на известное со школьной скамьи произведение под другим, что называется, углом. Собственно, эту цель и преследует Фестиваль «Новое прочтение. Классика на все времена», организованный при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Взялись за выполнение непростой задачи по «новому прочтению» «Собачьего сердца» режиссёр Сергей Алдонин, Владимир Стеклов в роли Филиппа Филипповича и студенты театральных ВУЗов.

Владимир Стеклов в спектакле-читке "Собачье сердце", июль 2022.

Источник фото: Пресс-служба музея-театра «Булгаковский дом».

А получилась из этого, без преувеличения, настоящая «феерия». Вообще, небольшая повесть Михаила Булгакова, которую он написал в 1925-м году, а опубликована она уже была после его смерти, непросто поддаётся театральной постановке. В повествовании много описаний, внутренних монологов Шарика, снов и др. То есть, процесс превращения собаки в человека и обратно наполнен богатым контекстом и подтекстом. Советская власть не разрешала обнародовать это произведение именно по причине сатирического взгляда на действительность начала 20-х гг. XX в. Поэтому постановщик, берясь за это произведение, должен решить сразу несколько задач – как с помощью доступных художественных средств показать все нюансы, намёки и абсурдность происходящего в жизни пятой квартиры «Калабуховского дома».

Режиссёр Сергей Алдонин для воплощения «чудовищной истории» привлёк студентов театральных вузов в качестве исполнителей второстепенных ролей. А в качестве главной звезды, на роль профессора Преображенского, как уже было сказано, пригласил Владимира Стеклова, чьи заслуги перед отечественным театром и кинематографом всем известны, и чей актёрский диапазон невероятно широк. Филипп Филиппович получился у Владимира Александровича таким, как его и задумывал Михаил Афанасьевич – человеком бесстрашным и знающим себе цену, с достоинством противостоящим пролетарскому беспределу и с иронией относящимся к человеческим слабостям. Роль Шарика, до и после операции, что вполне объяснимо, исполнили два актёра. Один из них - Изнаур Орцуев, в роли Полиграфа Полиграфовича, был весьма органичен в оригинальном наряде и с залихватскими манерами, изрядно повеселив зрителей на протяжении спектакля. В целом, если говорить об актёрском ансамбле, то у Алдонина вышло с ним стопроцентное попадание. Исполнители легко и ненавязчиво перенесли публику прямиком в 20-е годы прошлого века, показав «бытовуху» и «открытия» молодой советской власти. Сатирический взгляд писателя отразился в диалогах и режиссёрских придумках, таких как появление на сцене доктора Борменталя с «телом» Клима Чугункина, которое молодой коллега профессора Преображенского спешил доставить учителю в срок.

Актёры на репетиции спектакля-читки "Собачье сердце", июль 2022.

Источник фото: пресс-служба музея-театра "Булгаковский дом".

В качестве элементов создания «духа времени» Алдонин использовал известные песни прошлых лет. Например, хит Александры Пахмутовой и Николая Добронравова «И вновь продолжается бой», который идеально вписался в канву пьесы и задал верную тональность происходящему. «Сложные» сцены, такие как, например, сцена операции, и вовсе были дополнены пластическими номерами в хореографии Александра Ощепкова. Происходящее в кабинете Преображенского сопровождалось игрой света и тени, музыкой и «танцами», заставив зрителей с нетерпением ожидать явления Шарика в человеческом обличье.

Ещё один возможный постановочный «затык», сон Шарика, был разрешён не менее интересно. Косвенную речь произносил исполнитель роли собаки, а хореография и светотень завершили своё дело, дав полную картину внутреннего мира четвероногого «пациента» Преображенского. Автор идеи фестиваля «Новое прочтение. Классика на все времена» Ольга Мунтян уверяет: «Спектакль «Собачье сердце» в «Булгаковском доме» совмещает в себе и ход политических передряг, и заботу о духовном содержании человека, и печаль об опасности научных экспериментов с природой…». Желающим увидеть эту постановку необходимо знать, что у неё есть возрастные ограничения +12. За информацией о её показе рекомендуем следить на сайте театра dombulgakova.ru.