, автор: Нестерова А.

Художники как дети: Картины Бурлюка, Явленского и других в Новой Третьяковке

Экспозиция продолжит работать до февраля 2027 года. Расскажем, что в ней особенного.

Источник фото: Анастасия Нестерова/INC-News

В здании Новой Третьяковки (Крымский вал, 10) работает выставка "Искусство XX века" (14+), на которой можно ознакомиться с работами художников, творивших в начале и середине прошлого столетия. Имена многих из них на слуху даже у тех, кто далёк от живописи.

Двадцатый век для творческих людей был во многом непростым — многие их произведения подвергались жёсткой цензуре, запрещались. Однако работы художников, собранные в этой подборке, всё-таки нашли свою аудиторию.

Главная отличительная особенность представленных картин заключается в простоте линий, которая, как правило, не свойственна умудрённым опытом творцам. С такой простотой обычно рисуют дети. Но ведь если задуматься — каждый художник — отчасти ребёнок. Люди искусства обладают удивительным навыком — сохранять внутри себя некую детскость.

Может быть, стоит поучиться этому у них?

Вот, например, работа Алексея Явленского "Дом на горе" (1912). Схематично изображённые горы (и все — разноцветные), дом со светящимися окошками... — при взгляде на эту картину волей-неволей поднимается настроение. И приходит понимание простоты всего гениального.

А. Явленский — "Дом на горе"

Источник фото: Анастасия Нестерова/INC-News

Владимир Бурлюк — брат поэта и художника Давида Бурлюка — изображая берёзовую рощу, сознательно не стал вдаваться в детали. Плавные штрихи, буйная зелень и белый цвет, эту зелень разбавляющий — ничего лишнего:

В. Бурлюк, берёзы

Источник фото: Анастасия Нестерова/INC-News

Быка, изображённого Михаилом Ларионовым в 1912 году, издали можно принять за жирафа — жизнерадостный жёлтый цвет его шкуры и тёмные пятна вызывают ассоциацию с этим тропическим животным. И — согласитесь — такой бык вовсе не выглядит грозным:

Михаил Ларионов — "Голова быка"

Источник фото: Анастасия Нестерова/INC-News

Созданная им же в 1906 году картина "Гуси" очаровывает всё той же незамысловатостью. Только изображённые художником птицы уже похожи именно на птиц и ни на кого другого:

Михаил Ларионов — "Гуси"

Источник фото: Анастасия Нестерова/INC-News

И вновь Ларионов и его "Кельнерша" (1911). Нарочито небрежная прорисовка одежды и лиц делает изображённых на картине людей озорными, беззаботными. А некоторая затуманенность помещения, в котором находится эта пара, создаёт ощущение, будто бы эти герои явились перед нашим взором откуда-то из мира грёз.

М. Ларионов — "Кельнерша"

Источник фото: Анастасия Нестерова/INC-News

Конечно же, экспозиция состоит не только из произведений вот такого наивного характера и представлены в ней не только эти художники. Посетители новой Третьяковки с не меньшим интересом вглядываются в легендарный "Чёрный квадрат" и знакомятся с девушкой с веслом, воплощённой в виде небольшой объёмной фигурки. Но вышеобозначенные произведения — не столь замысловатые и слегка наивные — заставляли ценителей искусства улыбаться, независимо от их изначального настроения.