Северные сказки и их хранители - Inc News
, автор: Барташевич Д.А.

Северные сказки и их хранители

На русском севере, природа которого вдохновляет и восхищает, живут хранители культуры - люди, рассказывающие сказания и былины, переходящие из уст в уста целые столетия.

Источник фото: Дарья Барташевич

“Есть сказочный край на Руси… Все поражает человека, попавшего на русский север впервые: и неожиданная красота высоких алебастровых берегов с черными таинственными пещерами над чистой широкой рекой, и переливы красок двухмесячного дня, пересекаемого только краткой сонной тишиной, и крестьянский быт, так непохожий на уклад мужицкой жизни в средней России, и эта удивительная любовь к слову, к песне, к сказке, ко всему чудесному” - М.Д. Кривополенова, “Бабушкины старины”.

У северного края нашей страны особая история - здесь никогда не было крепостного права, люди были свободны, развивались в своем активном ритме, спасаясь от холода, пили кофе на заре веков и торговали с Европой. Сказания здесь передавались из уст в уста.

Одна из ярких представителей северного народного фольклора - Марья Дмитриевна Кривополенова, чьи сказки и песни записала Ольга Озаровская и выпустила книгу под названием “Бабушкины старины” (ударение на первое “а”). Первое издание 1916 года хранится в Литературном музее в городе Архангельске, его можно даже потрогать, сфотографировать и почитать.

Марья Дмитриевна Кривополенова, сказитель

Источник фото: Дарья Барташевич

Благодаря этой работе удалось сохранить произведения народного творчества, а бабушка стала популярной исполнительницей народных песен, гастролировала по России и делилась знаниями, которые у нее были.

Удивительно, что практически в каждой поморской деревне жило достаточное количество сказителей, хранивших в своей памяти все древние былины и сказания. Только с 30-х годов прошлого века все эти истории стали собираться в сборники. Так в печать вышли “Пятиречье”, “Сказки и предания северного края”, “Сказы и сказки Белозерья и Пинежья”, также уже во второй половине века вышли “Пинежские сказки”, “Народное творчество Северной Двины”, “Архангельские сказки”.

Постепенно значение сказок менялось, и от воспитательной для всего общества, они становились лишь забавой для детей. Приятно наблюдать, что несмотря на это традиции сохраняются, северная сказка продолжает жить в сердцах местных жителей, на книжных страницах и в умах людей.

x