Спектакль "Сирано" в театре МОСТ: любовь, слёзы, ожидание и немного войны - Inc News
, автор: Чуликова Е.

Спектакль "Сирано" в театре МОСТ: любовь, слёзы, ожидание и немного войны

В репертуар постановка по пьесе Эдмона Ростана введена в 2008-м году. На сегодняшний день она считается одной из самых посещаемых в этом заведении культуры

Театр МОСТ, расположившийся в центре Москвы (Б.Садовая, 6), небольшой, но очень уютный. Обслуживающего персонала несколько человек. Перед спектаклем и в антракте "ведущий" церемониально объявляет о звонках. Зал вмещает, дай бог, человек 50. Это, конечно, вызывает удивительное ощущение приближенности к действию, которое происходит на сцене. До актёров, что называется, рукой подать. И ты, зритель, будто находишься внутри спектакля.

"Сирано" отправляет нас во Францию XVII в. с его бурлящим Парижем или некогда тихим местечком вблизи испанской границы, где идут военные действия. А также знакомит с гвардейцем, поэтом, остроумцем и дуэлянтом Сирано де Бержераком. Он умён, горяч, талантлив, бесстрашен и задирист. А ещё с детства любит кузину Роксану. Только вот незадача - носом не вышел. Слишком большой ему достался. По крайней мере, так думает Сирано. Но и окружающие не дают герою забыть об этой особенности внешности, с течением времени превратившейся в "жизненно важный" недостаток. Вот, пожалуй, в двух словах и экспозиция знаменитой пьесы Эдмона Ростана "Сирано де Бержерак".

Надо отметить, что своё произведение Ростан написал в конце XIX в. Тогда в западной литературе и, в частности, во французской, царил реализм. Но находились писатели и поэты, которые выныривали из мейнстрима и вспоминали об идеях и атмосфере столетней давности - романтических. Таким был и Ростан. Взяв за основу жизнеописание реально существовавшего человека, поэта и писателя Сирано де Бержерака, он создал произведение в жанре "героической комедии". Упор в нём делался на подвигах и приключениях Сирано, подарившему миру уникальный пример мужества, бесстрашия и чести. Но герой не был бы героем, если бы у него не было изнаночной стороны - безответной, безнадёжной, несчастной, по житейским меркам, любви, которую он пронёс через всю жизнь.

Постановка в театре МОСТ пьесы Эдмона Ростана отличается как раз повышенным внимание к этой, любовной, стороне истории де Бержерака. Вся его задиристость, воинственность, отношения с сослуживцами, друзьями и врагами - это лишь фон к происходящему между ним и Роксаной. В аннотации к спектаклю так и говорится: "Именно в трагедию большой любви преобразуют создатели спектакля известный сюжет героической комедии Эдмона Ростана". И надо сказать, что во время кульминации уровень этой трагедии достигает древнегреческих образцов. Настолько это вдохновляет, заряжает, поражает и окрыляет. Катарсис, одним словом. Как он достигается?

Во-первых, игрой актёров. Исполнитель роли Сирано де Бержерака, Илья Кожухарь демонстрирует почти стопроцентное попадание в образ - нервный, горячий, обидчивый, печальный, одинокий, тоскующий. На мой взгляд, ему немного не хватило той самой нежности, когда в конце Роксана узнаёт, что все эти годы он любил именно её. Но это, скорее, можно списать на издержки образа Сирано в интерпретации Ростана - много "дистанционных" разговоров о любви, с друзьями и в письмах, а когда речь дошла до реального объяснения с многолетним объектом любви, ничего кроме печали и горечи не осталось.

Здесь, конечно, не стоит забывать и о традиции куртуазного маньеризма, которой следовал де Бержерак - воспевание любви, уважения, боготворения женщины без намёка на плотское вознаграждение. Психологически это объясняет дисморфию (болезненное отношение к собственной внешности) де Бержерака - надуманный недостаток внешности служит барьером для открытого признания в любви. Возбудимость и агрессивность по отношению к внешним раздражителям сублимируются в творчество - изящный слог, стихосложение, возвышенность образов, благородные идеи о том, как осчастливить любимую через "третьих" лиц и т.д.

Другие исполнители также заслуживают внимания - Анна Голотова в роли Роксаны аккуратна, красива, поэтична. Андрей Рогозин в роли Кристиана, пожалуй, ближе всего подошёл к персонажу: простой, шумный, весёлый и непритязательный. Александр Лисицин в роли поэта Линьера и Дмитрий Панов в роли кондитера Рагно радуют глубоким погружением в образы героев.

На мой взгляд, постановке пьесы Эдмона Ростана в театре МОСТ не хватает аутентичности. В аннотации к спектаклю авторы объясняют, что концепция спектакля повлекла за собой скромные костюмы персонажей и минорный саундтрек: "... не ожидаемый французский шансон, вызывающий сентиментальную слезу, а та музыка, что отзывается трагедией в сердце зрителя". Идея понятна, но зачем в таком спектакле нужны композиции на русском языке? Несомненно, песни Алины Симоновой - очень красивы, мелодичны, трогают душу и создают соответствующее настроение, но они ощущаются немного "чужими" в пьесе о жизни во Франции XVII в. Как известно, в Европе тогда процветала музыка барокко. Можно было бы подобрать из неё что-то более подходящее или остановиться на французских мелодиях более позднего периода.

Зачем нужно идти на спектакль "Сирано" в театр МОСТ? За новыми впечатлениями и новыми эмоциями, однозначно. За тем, чтобы прочувствовать, прожить за два с половиной часа жизнь других людей; вспомнить, что не бывает несчастливой любви, а просто она различается "по жанру". Неважно, что события пьесы случились давно и в другой стране, ценности героев вечны и по-прежнему востребованы. В конце концов, за тем, чтобы вспомнить, как изящно изъяснялись влюблённые, обмениваясь длинными письмами. Спектакль "Сирано" будет идти весь предстоящий сезон. Билеты есть в продаже. Возрастная категория: +12.

Источник фото: teatrmost.ru
x