Рецензия на спектакль театра МОСТ «Достоевская. Сны Анны»
03 октября 2021 20:35

Рецензия на спектакль театра МОСТ «Достоевская. Сны Анны»

За два часа можно узнать всё, что осталось за страницами бессмертных романов Ф.М. Достоевского

С сентября в репертуар Московского студенческого театра введён новый спектакль «Достоевская. Сны Анны». Посвящён он, как несложно догадаться, приближающемуся 200-летию великого русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского. Родившийся 30-го октября по старому стилю (11-го ноября по новому) он, по данным ЮНЕСКО, является самым читаемым в мире писателем, наш соотечественник, автор великих романов, защитник «униженных и оскорблённых».

Количество мероприятий, проводимых сейчас в России по случаю его юбилея, не счесть. Вот и театр МОСТ не остался в стороне – режиссёр Георгий Долмазян по инсценировке Милы Денёвой поставил необычный спектакль. Чем он примечателен? Прежде всего, материалом, взятым за основу, – это дневники второй и последней супруги Фёдора Михайловича, Анны Григорьевны Достоевской, в девичестве Сниткиной. На основе этих воспоминаний Денёва написала пьесу, повествующую об истории любви Достоевского и Сниткиной, их 14-летнего брака, продлившегося вплоть до самой смерти писателя в 1881-м году. У театральной труппы МОСТа во главе с режиссёром и драматургом получилось такое, очень подробное документальное погружение в жизнь и творчество Достоевского. За два часа, что спектакль идёт без антракта, зрители узнают всё то, что всегда оставалось за книжными страницами произведений Достоевского, известными по школьной программе.

Слово «сны» в названии стоит неслучайно. Это состояние помогает Анне Григорьевне облечь воспоминания о годах, проведённых рядом с гением русской литературы, в определённую форму. Сны позволяют спектаклю иметь нелинейный сюжет, двигать действие от обратного – от смерти к первой встрече героев и их объяснению в любви. Мозаичность сцен и диалогов, калейдоскопическая быстрота, с которой сменяются события в насыщенной жизни Достоевских. Всё это подчинено одной идее – показать, как любовь Анны Григорьевны помогла придать таланту Фёдора Михайловича новый импульс, углубить и укрепить его. Именно во время брака со Сниткиной им были написаны такие романы, как «Идиот», «Игрок», «Подросток», «Братья Карамазовы», который он посвятил «своей Анечке».

Именно Анна Григорьевна является главной героиней этого спектакля. От её лица, на закате жизни, ведётся рассказ, обрамляющий всё действие. Эту роль исполняют шесть актрис, в зависимости от временного периода её жизни. Вот она, Анна Григорьевна, отваживающая многочисленных кредиторов от Фёдора Михайловича, или юная Аня, только что из-под венца, вынужденная проживать вместе с мужем в доме его родственников.

Она вышла замуж в двадцать с небольшим, наивная, ещё ничего не знающая о жизни девушка, но с обожанием смотревшая на мужа, известного литератора, и ловившая каждое его слово. Она не умела вести хозяйство и не могла дать достойный отпор нахальному Павлу, пасынку Фёдора Михайловича от первой жены. А надо было знать Достоевского – он писал гениальные романы, но был плохо приспособлен к жизни с постоянно просящими родственниками, наседавшими кредиторами, всепоглощающей страстью к рулетке, подорванным в Петропавловской крепости и сибирской ссылке здоровьем. И кто знает, смог ли бы он без Анны Григорьевны прожить ещё почти 15 лет, написав несколько великих произведений? Может да, а может, и нет. История не знает сослагательного наклонения.

Решившись на брак с 45-летним, повидавшим жизнь Достоевским, Неточка (так звали Анну дома), можно сказать, спасла его. Причём, сделала это с самой первой их встречи, когда чуть более, чем за три недели они вместе – он надиктовывал, она стенографировала – написали роман «Игрок». Потом будет её борьба с недобросовестными издателями и, в конце концов, самостоятельное издание произведений мужа, переживания за его здоровье и страсть к рулетке, обеспечение ему комфортных условиях для работы, рождение их детей и смерть двоих из них. Всё это падёт на хрупкие плечи дочери петербургского чиновника, которая просто любила мужа и хотела сделать его пребывание на этой земле немного лучше.

Их совместная жизнь достойна быть отражённой в романах или на сцене – бурная, с множеством «персонажей», отягчающими обстоятельствами и неожиданными поворотами. Спектакль в театре МОСТ – прекрасное отражение того, как эти двое смогли преодолеть бури, невзгоды и подводные камни непростой реальности, в которой жили. Постановка Долмазяна динамична и смотрится буквально на одном дыхании. Правильно, что отказались от идеи устраивать антракт. Два часа пролетают, как пять минут, благодаря лихо закрученному сюжету, грамотно выстроенному темпоритму, проникновенному голосу рассказчицы, шести блистательным актрисам, воплотившим на сцене Анну Григорьевну. Надо отметить, что с этой точки зрения (множественности) им пришлось легче, чем исполнителю роли Фёдора Михайловича Дмитрию Чурикову. Текста ему нужно было выучить немало. Но это нисколько не отразилось на его игре – перед нами предстал порывистый, уязвимый, непрактичный, страдающий, увлекающийся, ревнующий Достоевский, даже по прошествии более 10-и лет брака, горячо и нежно влюблённый в «свою Анечку».