Горе от ума: негативные аспекты высокого интеллекта - Inc News
, автор: Быстрова А.

Горе от ума: негативные аспекты высокого интеллекта

Если невежество, согласно пословице, - это блаженство, то высокий IQ - настоящее бедствие? Именно таково популярное мнение.

Мы считаем, что гении страдают от экзистенциального страха, фрустрации и одиночества. Эрнест Хемингуэй говорил: «Умные люди редко бывают счастливы».

На первый взгляд, этот вопрос актуален только для горстки избранных, но выводы, которые он позволяет сделать, важны для многих. Значительная часть нашего образования направлена на развитие научного интеллекта. Хотя ограничения тестов IQ хорошо известны, они до сих пор остаются основным средством измерения когнитивных способностей. Мы тратим много денег на тренировки мозга и препараты, стимулирующие умственную деятельность. А вдруг эта гонка за гениальностью на самом деле является большой глупостью?

Беспокойство - частая проблема людей с высоким интеллектом

Плохая новость для умников - высокий интеллект вовсе не означает умение принимать мудрые решения. Даже наоборот, иногда он может мешать.

Первую попытку ответить на эти вопросы сделали почти век назад, в эпоху расцвета американского джаза. В те времена стал невероятно популярным тест IQ - после того, как его ввели в центрах призывников во время Первой мировой войны.

В 1926 году психолог Льюис Терман решил использовать его для отбора одаренных детей. Обойдя почти все школы Калифорнии, он отобрал полторы тысячи учеников с уровнем IQ 140 и выше. 70 из них показали результат даже больше 170. Этих детей назвали «термиты», и их жизнь со всеми взлетами и падениями стала объектом исследования психологов и социологов.

Как и можно было ожидать, большинство «термитов» достигли богатства и славы.

Самый известный из них - Джесс Оппенгаймер, автор популярнейшего сериала» Я люблю Люси». Когда его сериал начал собирать у экранов телевизоров полстраны, заработная плата каждого из «термитов» вдвое превысила среднюю зарплату белых воротничков.

Но не все в группе оправдали ожидания г-на Термана. Было много и таких, кто выбрал «скромный» жизненный путь полицейского, моряка или машинистки. Это заставило профессора Термана сделать вывод: «Интеллект и достижения не связаны напрямую». В личной жизни эти умники также не были счастливее других. Уровень разводов, алкоголизма и самоубийств в группе в целом был равен среднему по стране.

Быть умным значит быть одиноким

«Термиты» уже достигли глубокого пенсионного возраста, а мораль этой истории такова - интеллект вовсе не гарантирует счастливой жизни. В лучшем случае высокий интеллект никак не влияет на удовлетворение жизнью, в худшем - он может делать несчастным.

Это не обязательно означает, что каждый человек с высоким IQ - страждущий гений, как считает массовая культура. Но вопрос остается открытым, почему острый ум не приносит преимуществ в долгосрочной перспективе.

Тяжелая ноша

Возможно, осознание своих талантов становится своеобразным грузом. Когда почти 80-летних «термитов» попросили вспомнить свою жизнь, большинство из них были не довольны своими успехами, им казалось, что они не оправдали надежд, которые возлагали на них в детстве.

Юные таланты редко продолжают быть успешными во взрослой жизни

Это чувство тяжести, особенно в сочетании с ожиданиями других людей, - хорошо знакомо многим одаренным детям. Пожалуй, самая печальная история из этого примера - о судьбе девочки-вундеркинда из Великобритании Суфии Юсоф. В 12 лет она стала студенткой Оксфорда, но вместо выпускных экзаменов начала работать официанткой. Позднее стала девушкой по вызову, которая развлекала клиентов способностью решать задачи во время полового акта.

Другое распространенное мнение о талантливых людях - что они отчетливо видят проблемы человечества. Если большинство из нас живет в блаженной слепоте, гении не спят ночами, остро ощущая несовершенство мира.

Постоянная тревога вполне может сопровождать высокий интеллект, но не так, как это понимают диванные философы. Опрос, проведенный Александром Пенни в университете Макэван в Канаде, показал, что студенты с высоким уровнем IQ чаще ощущают беспокойство в течение дня. Интересно, что больше всего они переживают из-за повседневных проблем. Так, неловкая ситуация может беспокоить их гораздо больше, чем глобальные проблемы человечества. «Они волнуются не сильнее других, но по большему количеству поводов», - говорит Пенни. «Если случится что-то негативное, они чаще вспоминают об этом».

Во время исследования г-н Пенни также пришел к выводам, что повышенная тревожность связана прежде всего с вербальным интеллектом, который оказывается в тестовых играх со словами. Тогда как мастерство в пространственных головоломках, наоборот, гарантирует меньшую тревожность. Профессор Пенни предполагает, что человек с хорошо развитыми речевыми навыками склонна проговаривать свои тревоги и больше размышлять над ними. И это не обязательно недостаток. «Видимо, они больше размышляют над проблемами, чем другие люди, - говорит он, - что помогает им учиться на своих ошибках».

Слепые зоны интеллекта.

Люди с высокими результатами в стандартных когнитивных тестах чаще других имеют так называемую «слепую зону предубеждения», то есть неспособны замечать свои недостатки, но вполне склонны критиковать слабости других.

Они также более склонны делать так называемую » ошибку игрока», считать, например, если подбросить монетку 10 раз выпадает «решкой», вероятность выпадения «орла» в следующий раз возрастает. Эта ошибка заставляет игроков ставить на красное после ряда выпадения черного, а фондовых инвесторов начинать продавать свои акции до того, как они достигнут пиковой цены. Основанием для такого решения является нерациональное ощущение, что удача должна рано или поздно заканчиваться.

Члены организации людей с высоким IQ Mensa верят в паранормальные явления

Склонность интеллектуалов полагаться на чувство, а не рациональные мысли, объясняет, почему так много членов Mensa (организации людей с высоким коэффициентом интеллекта) верят в паранормальные явления, а люди с IQ выше 140 в два раза чаще превышают свою кредитку.

. «Люди с нормальным уровнем интеллекта делают нелогичные вещи», - говорит он. «Они пропагандируют отказаться от детской вакцинации или распространяют фальшивую информацию в интернете». Очевидно, что умные люди подпадают под опасные предрассудки.

Итак, если рациональные решения и лучшая жизнь не зависят от интеллекта - от чего тогда они зависят? Игорь Гроссманн из Университета Ватерлоо в Канаде считает, что нам всем надо вспомнить о том, что такое мудрость. Его подход более научный, чем это может показаться на первый взгляд. Если проанализировать разговорное значение слова «мудрость», то оно как раз и обозначает умение делать объективную и беспристрастную оценку.

В одном эксперименте г-н Гроссманнн предложил своим волонтерам различные социальные дилеммы, от войны в Крыму до рубрики психологической помощи в Washington Post. Пока волонтеры разговаривали, группа психологов оценивала их аргументацию и склонность к предвзятости: как участники строили свои аргументы, умели ли они признать ограничения своих знаний - «интеллектуальную скромность» - и игнорировали ли важные детали, которые не согласовывались с их теорией.

Высокие оценки в этом тесте предусматривали большую удовлетворенность жизнью, качество личных отношений, и, самое главное, снижение тревожности и лишних колебаний - все те качества, которые, кажется, отсутствуют у интеллектуалов в классическом понимании.

Мудрый взгляд на жизнь также обеспечивает его большую продолжительность. Так, участники эксперимента с высокими показателями имели в среднем большую продолжительность жизни. Но самый важный вывод профессора Гроссмана такой: высокий уровень IQ не связан с каким-либо из этих показателей, и, конечно, не предполагает большую мудрость.

Успешные люди часто сожалеют, что не использовали больше возможностей в жизни

«Люди с острым умом уверенно и убедительно отстаивают свою позицию, но сама позиция может быть достаточно предвзятой», - говорит исследователь.

Как научиться мудрости?

Возможно, в будущем работодатели вместо IQ будут проверять именно такие способности. Google, например, уже объявила, что будет тестировать своих кандидатов скорее на «интеллектуальную скромность», чем на интеллектуальные способности.

К счастью, мудрость не сделана из камня.

«Я уверен, что мудрости можно учиться», - говорит Гроссманн. Ученый объясняет, что нам всегда легче отбросить предубеждения, когда мы говорим о других людях, а не о себе.

Так, он советует говорить о себе в третьем лице (»он» или «она», вместо «я»), когда вы рассуждаете над своими проблемами. Таким образом, вы создаете необходимую эмоциональную дистанцию, способствующую уменьшению стереотипов и приему более мудрых решений. Есть надежда, что новые исследования откроют больше подобных психологических приемов.

Надо научить людей признавать свои собственные слабости. Если вы почиваете на лаврах своего интеллекта всю жизнь, то не сможете признать, что он затмевает ваши суждения. Итак, с Сократом трудно спорить - мудрый человек действительно тот, кто умеет признать «я знаю, что ничего не знаю».

x