, автор: Быстрова А.

Метод Маска: Учись у партнеров, а затем действуй в одиночку

Tesla стремится к независимости от поставщиков и полной самодостаточности

Илона Маска называют новатором и революционером, который за 16 лет прошел путь от почти ничего не знающего о создании автомобилей человека до управления самым дорогим автопроизводителем в мире.

Но его послужной список показывает, что он очень быстро учится, создавая союзы с фирмами, у которых есть технологии, нужные Tesla, нанимая у конкурентов некоторых из самых талантливых людей, а затем преодолевая границы, которые ограничивали партнеров, не склонных к риску.

Теперь Маск и его команда готовятся наметить новые шаги на пути Tesla к тому, чтобы стать более самодостаточной компанией, менее зависимой от поставщиков, о чем будет заявлено на мероприятии Battery Day 22 сентября.

В течение нескольких месяцев Маск намекал, что будет объявлено о значительном технологическом прогрессе, поскольку Tesla стремится производить недорогие и все более долговечные батареи, которые могут поставить ее электромобили наравне с более дешевыми бензиновыми авто.

По словам людей, знакомых с ситуацией, новые конструкции аккумуляторных элементов, химический состав и производственные процессы - это лишь некоторые из разработок, которые позволят Tesla снизить зависимость от своего давнего партнера по аккумуляторным батареям, японской компании Panasonic.

«Илон не хочет, чтобы какая-либо часть его бизнеса зависела от кого-то еще», - сказал один из бывших руководителей Tesla, отказавшийся называть свое имя, в интервью Reuters. «Хорошо это или плохо - он думает, что может сделать это лучше, быстрее и дешевле».

Tesla поддерживает партнерские отношения по производству аккумуляторов с Panasonic, южнокорейской LG Chem и китайской Contemporary Amperex Technology Co Ltd, которые Маск пока не намерен прекращать.

Но в то же время Tesla переходит к контролю над производством ячеек - основного компонента аккумуляторных батарей электромобилей - на высокоавтоматизированных заводах, в том числе на строящемся комплексе недалеко от Берлина и на другом, во Фремонте, Калифорния, где Tesla нанимает десятки экспертов для разработки и производства аккумуляторных элементов.

«В наших отношениях с Tesla не произошло никаких изменений. Наши отношения, как в прошлом, так и в настоящем, были крепкими. Panasonic не является поставщиком Tesla; мы партнеры. Нет никаких сомнений в том, что наше партнерство будет и дальше вводить новшества и способствовать улучшению общества », - говорится в заявлении Panasonic, сделанном представителем компании.

По словам людей, знакомых со стратегией Tesla, с тех пор, как Маск возглавил новую компанию в 2004 году, его цель заключалась в том, чтобы извлечь достаточно уроков из партнерских отношений, приобретений и найма талантов, поставив тем самым ключевые технологии под контроль Tesla.

Целью было создание сильно вертикально интегрированной компании или цифровой версии производственной системы Ford Motor Co по производству железной руды модели конца 1920-х годов.

«Илон думал, что может улучшить все, что делают поставщики, абсолютно все», - сказал бывший руководитель цепочки поставок Tesla Том Весснер, который сейчас возглавляет отраслевое консалтинговое агентство Imprint Advisors. «Он хотел делать все».

Батареи, составляющие значительную часть стоимости электромобиля, занимают центральное место в методе Маска. В то время как подчиненные годами выступали против разработки запатентованных аккумуляторных элементов Tesla, Маск продолжает двигаться к этой цели. «Скажи ему «Нет », и тогда он действительно захочет это сделать», - отметил Весснер.

Изменения в конструкции батарей, химии и производственных процессах, которые Tesla планирует раскрыть на следующей неделе, нацелены на изменение парадигмы, которая до сих пор делала электромобили более дорогими, чем автомобили с двигателями внутреннего сгорания с выбросами углерода.

В мае СМИ сообщили, что Tesla планирует представить недорогие батареи, рассчитанные на пробег в более чем полтора миллиона километров. Tesla также работает над обеспечением прямых поставок ключевых материалов для аккумуляторов, таких как никель, одновременно разрабатывая химические элементы, которые больше не будут нуждаться в дорогостоящем кобальте, а также высокоавтоматизированные производственные процессы для ускорения производства.

«Он многому научился у своих бывших партнеров», - сказал о главе Tesla Марк Эллис, старший консультант в Munro & Associates, которая тщательно изучила модель работы компании. «Он позаимствовал у них много информации, а затем просто решил сделать ее лучше».