31 год назад состоялся запуск системы «Энергия-Буран» - Inc News
, автор: Пантелеев Д.А.

31 год назад состоялся запуск системы «Энергия-Буран»

Первый и единственный

15 ноября 1988 года, ракета-носитель “Энергия” вывела на орбиту космический корабль “Буран”, который сделал два витка вокруг Земли и в автоматическом режиме вернулся на Землю. Это был первый и последний полет системы “Энергия-Буран”.

Цели и задачи проекта «Энергия-Буран»

В 1971 году США начинают разработку программы “Спейс-шаттл” - многоразового транспортного космического корабля, который позиционировался американцами как челнок, способный доставлять гражданские грузы на орбиту. Первый старт шаттла произошел 12 апреля 1981 года.

За всю программу Спейс-шаттл было произведено 135 запусков, из которых два закончились катастрофой - 28 января 1988 года при запуске взорвался “Челленджер”, а 1 февраля 2003 при посадке потерпел крушение шаттл “Колумбия”.
Программу признали неэффективной и закрыли в 2011 году. Последний старт состоялся 8 июля 2011 - в полет отправился шаттл “Атлантис”.

СССР принял проект как угрозу в космосе - предполагалось, что шаттлы могут использоваться для похищения секретных советских спутников, а также как носители ядерного оружия. Советским инженерам пришлось срочно придумывать ответ на новый вызов в космосе, и уже в 1976 году началась разработка проекта “Энергия-Буран”. В проектировании и строительстве участвовало 70 министерств и 1286 предприятий Советского Союза, более 1 млн. человек, а общие расходы на программу составили 16 млрд. руб. на 1990 год, что составляет более 2 трлн. руб. по курсу 2019 года. Заказчиком проекта стало Минобороны, которое с помощью системы “Энергия-Буран” хотело запускать на орбиту военные спутники типа “Скиф” и “Каскад”, для уничтожения вражеской группировки спутников и баллистических ракет. Также была проработана такая идея, как установка ядерных боевых блоков от ракеты Р-360РБ мощностью 5 мегатонн, для нанесения удара по наземным целям из космоса.

РН Энергия

Ракету-носитель проектировала НПО “Энергия” под руководством Бориса Ивановича Губанова. РН “Энергия” была готова раньше “Бурана” - тестовый пуск состоялся 15 мая 1987 года, а в качестве полезной нагрузки был использован габаритно-массовый макет спутника ”Скиф”, который находился в разработке под систему “Энергия-Буран”. Несмотря на удачный пуск ракеты, макет так и не вышел на расчетную орбиту - произошел сбой в его самоориентации и объект упал в Тихий океан. Второй - и последний - запуск РН “Энергия” произошел уже с “Бураном” 15 ноября 1988 года. Проект закрыли в 1993 году.

Буран

Разработкой корабля занималась специально созданная НПО “Молния”, под руководством Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского. В 1980 году началось их производство на Тушинском машиностроительном заводе, а уже в 1984 был готов первый экземпляр корабля. Помимо летных образцов, на заводе изготавливались макеты для различных испытаний корпуса будущего космоплана.

Часто говорят, что Буран - это копия американских шаттлов, так как они внешне очень схожи. Генеральный конструктор НПО “Энергия” Валентин Глушко объяснял это тем, что такой вид и конфигурация является оптимальной для таких кораблей и хорошо себя зарекомендовала при различных испытаниях. Несмотря на внешнюю схожесть, конструкционно корабли различались. В отличие от шаттлов, “Буран” имел систему аварийного спасения экипажа и режим автономного управления “Вымпел”. Советский корабль выводился на орбиту с помощью ракеты-носителя, и мог вывести на орбиту на 5 тонн больше полезного груза, чем шаттл, который использовал два твердотопливных ускорителя и свои маршевые двигатели. Продолжительность автономного полета тоже отличалась - у “Бурана” этот срок мог доходить до 30-ти дней, а у шаттла - до 20-ти дней. Помимо этого были еще и чисто технические решения - более совершенная термозащита, охлаждение и другое.

Запуск и полет

Запуск ракеты-носителя “Энергия” с космическим кораблем “Буран” состоялся 15 ноября 1988 года в 6:00 по московскому времени. РН успешно стартовала и вывела на орбиту Буран, где он сделал два витка вокруг Земли и в общей сложности находился на ней 206 минут. Полет был тестовым, поэтому было решено отправить корабль без экипажа, в автоматическом режиме. При посадке корабля произошел казус - на аэродроме дул сильный боковой ветер, и система “Вымпел” на Буране приняла самостоятельное решение изменить заданный курс полета для безопасного приземления. В центре управления полетами такой шаг не оценили - по инструкции в случае сбоя корабль должен был быть уничтожен. Было принято решение подождать и посмотреть, как себя поведет корабль дальше - в результате Буран успешно приземлился и уже по самописцам выяснилось, что команду на изменение курса отдала система “Вымпел”. Расчеты показали, что система поступила верно.

Первый полет Бурана оказался и последним, несмотря на то, что заказчик - Минобороны - осталось довольно результатами, но политическое руководство с ними не согласилось - в 1990 году проект заморозили, а в 1993 году окончательно закрыли. Единственный корабль побывавший в космосе - Буран - оказался уничтожен в результате обрушения кровли монтажно-испытательного комплекса на Байконуре 12 мая 2002 года. Второй корабль серии под названием Буря хранится на Байконуре в монтажно-заправочном корпусе, остальные три планируемых корабля достроены не были. Существовали также масштабные макеты корабля - самый известный стоит на ВДНХ, этот образец использовался для отработки воздушной транспортировки корабля.

“Энергия-Буран” - последнее научное и техническое достижение СССР. Прошел уже 31 год после единственного запуска, в который было вложено огромное количество сил. В настоящем времени сложно себе представить такие глобальные проекты, а тем более поверить в их успех.

x