Не хочу учиться: как мотивировать ребёнка на учёбу - Inc News
Эксклюзив, автор: Быстрова А.

Не хочу учиться: как мотивировать ребёнка на учёбу

Что делать родителям тех детей, которые не слишком стремятся к учёбе? Как мотивировать чад на получение новых знаний, не испортив при этом отношения с ребёнком?

Источник фото: freepik.com

Один и тот же вид деятельности не может быть одинаково интересен всем. Это утверждение распространяется и на выполнение школьных домашних заданий — кто-то готовит уроки с удовольствием, а кого-то нужно буквально заставлять садиться за рабочий стол.

Психолог Онлайн-школы №1 Кира Гольдштейн подчеркивает, что не все предметы, которые дети изучают в школе, могут быть им интересны. И это нормально. Но родители должны объяснить ребёнку, что не всё и не всегда в жизни бывает интересным. Иногда нужно делать то, что необходимо для нас, даже если это занятие не вызывает заинтересованности. Вместе с этим можно акцентировать внимание ребёнка на его любимых предметах. Например, давать немного больше информации по ним, чтобы маленький человек с удовольствием погружался в то, что любит.

Многое зависит и от подачи материала педагогом. «Если в начальной школе для детей убрать все игровые моменты, то вряд ли у них сформируется правильная мотивация к учебе. Кроме того, дети по-разному воспринимают информацию: кто-то делает это лучше на слух, а кто-то - через визуальные образы. И родителям важно это учитывать при выборе способов и форматов обучения», — говорит эксперт.

Источник фото: freepik.com

Не менее важна и заинтересованность учителя в предмете. По тому, как педагог излагает материал, можно понять, действительно ли он любит свой предмет и хочет делиться этой любовью с детьми (это всегда ощущается, и дети тоже «загораются» предметом) или же просто механически выполняет свою работу.

Иногда причина обесценивания предмета для ребенка заключается в пробелах в знаниях, полученных, к примеру, в результате болезни. Отмечает основатель центра образовательных технологий Advance, автор книги "Энциклопедия детской мотивации" Николай Ягодкин. Он советует в таких случаях либо позаниматься с репетитором, поставив ему четкую задачу (к примеру, найти и устранить пробелы в математике).

Антистресс

То, что взрослым кажется обыденностью, ученики начальной школы в силу возраста ещё могут воспринимать как стрессовую ситуацию. Необходимость отвечать у доски, плохие оценки, строгость преподавателя, всевозможные контрольные — это стресс для ребёнка. Родителям стоит научить ребёнка методам борьбы со стрессом — в моменты сильных переживаний можно выйти на улицу подышать воздухом/послушать любимую музыку/ненадолго прилечь и отдохнуть.

Излишняя сконцентрированность родителей на оценках (особенно в начальной школе) тоже может нервировать ребёнка — он чувствует на себе дополнительную ответственность за эмоции и настроение близких людей. «Надо дать понять, что для вас не так важны оценки, как знания, которые ребенок получает, и его желание получать хорошие оценки», — советует Кира Гольдштейн.


Такие разные дети


Мотивировать ребёнка на выполнение домашних заданий следует исходя из его индивидуальных особенностей. Если ребёнок просто не стремится готовить уроки сам, замотивировать его может расписание. Можно написать красивыми фломастерами на листе распорядок дня, в котором выделить определённое время для уроков. Это очень способствует развитию самодисциплины.


Если же необходимость выполнять д/з вызывает у ребёнка истерику, то родителям важно учесть, что подобные проявления эмоций свойственны тревожным детям. Им следует давать некоторое время между занятиями на то, чтобы выплеснуть энергию. «Это может быть перерыв между выполнением домашних заданий (5-минутки, 10-минутки, чтобы ребенок реально “постоял на голове”). Если при выполнении задания не надо сидеть за столом, пусть ребенок двигается с учебником по квартире. Так он лучше запомнит информацию», — уточняет эксперт.

Источник фото: freepik.com


Поощрение


О необходимости поощрений для школьника идёт много споров. Но единого правильного мнения в этом вопросе нет, нужно отталкиваться от ребёнка. Есть те, кого небольшие поощрения (это не обязательно деньги. Ребёнок может порадоваться интересной книге, любимому лакомству или возможности куда-либо сходить одному/вместе с вами) действительно стимулирует учиться лучше.

Поощрять интерес ребёнка к учёбе можно и иными способами — дарить ему то, что связано с предметом, которым он увлечён (наборы для опытов по химии, билет в исторический музей и т.д). Главное — поддерживать своего ребёнка и верить в его успех даже тогда, когда он неидеально написал контрольную или сделал ошибку в докладе.

О поощрении говорит и автор «Энциклопедии детской мотивации». Чтобы мотивировать ребенка к учебе, его нужно не заставлять учиться, а поощрять его достижения. Это будет вырабатывать у него опыт успешности.

«Детям нравится только то, что получается, поэтому так важно отмечать даже небольшие успехи в учёбе», - рассказал он Inc-News.

Тренируем память

Причина нелюбви к учебе может крыться, по мнению Николая Ягодкина, также в неразвитой памяти, воображение, мышление и внимание также надо тренировать. Если устранить данный недочет, информация у ребенка будет лучше усваиваться. Он будет слушать учителя, запоминать важные факты, концентрироваться на материале. Кроме того, необходимо научить ребенка запоминать информацию, структурировать материал, используя майнд-карты.
Поощрять интерес ребёнка к учёбе можно и иными способами — дарить ему то, что связано с предметом, которым он увлечён (наборы для опытов по химии, билет в исторический музей и т.д). Главное — поддерживать своего ребёнка и верить в его успех даже тогда, когда он неидеально написал контрольную или сделал ошибку в докладе.

Источник фото: freepik.com

Почему дети не хотят делать домашние задания

Педагог-психолог, учитель-логопед, методист научно-методического отдела по школьной программе Sun School Людмила Киселева объяснила, что выполнение домашней работы для ребенка - новый навык, и для его приобретения необходимо уделять одному и тому же действию 3 недели или 21 день. Учитывая индивидуальные особенности каждого обучающегося, количество дней для усвоения данного навыка может быть увеличено.

Во-первых, желательно еще в дошкольный период приучать детей выполнять домашние обязанности, которые приучают брать на себя ежедневную ответственность.

Во-вторых, при выполнении домашнего задания дети испытывают трудности, поскольку не чувствуют времени, как взрослые. На уроки в целом не должно быть потрачено более 3,5 часов! Нормы подготовки уроков: 1 класс - от 40 минут до 1 часа, 2 класс - 1-1,5 часа, 3-4 классы – 1,5-2 часа.

Источник фото: freepik.com

Организация образовательного процесса ученика начальной школы

• Учим ребенка собирать школьный портфель как минимум за год до школы. Пусть самостоятельно собирает вещи, к примеру, для занятий в кружке или секции.

• У ребенка должны быть ежедневные домашние обязанности в семье, позднее к ним прибавятся и школьные.

• У ребенка должно быть личное рабочее место, которое необходимо содержать в чистоте.

• Для выполнения домашнего задания нужно выделить определенное время. Если всё происходит ритмично, ребенку проще адаптироваться. Вырабатывается система реакции на время: ребёнок заранее готовится перейти от одного действия к следующему.

Обязательно после школы должен быть час покоя, а дальше может наступать время уроков.

• Для развития чувства времени у ребенка помогут разного рода таймеры: песочные часы, электронные устройства, которые будут пищать в определённое время, спортивные часы (секундомер, таймер, запрограммированные сигналы), кухонные таймеры.

• При подготовке домашнего задания нужно составить план его выполнения. Обычно начинают с того урока, который даётся довольно легко; сначала делаются письменные задания, а потом устные; когда ребёнок устаёт – делается перерыв.

Для того чтобы ребёнок активно работал над выполнением домашнего задания, необходима смена деятельности и короткие переменки.