Эксклюзив, автор: Быстрова А.

"За" и "против" карманных денег для младших школьников

Нужно ли ребенку давать карманные деньги и когда? И почему нельзя платить детям за школьные оценки?

Источник фото: freepik.com

Вместе с первым звонком и началом освоения букваря к родителям приходят вопросы карманных денег для учеников начальной школы. Редакция портала INC-News.ru обсудила с экспертами вопросы: когда, сколько и как часто нужно давать карманные деньги детям.

Постижение азов финансовой грамотности должно быть постепенным и размеренным, а идеальный возраст ее освоения совпадает с началом школьной жизни. Психолог "Детской клиники Фэнтези" Мария Макухина отмечает, что 7 лет — это идеальный возраст для ввода в обиход личных денежных средств, так к этому возрасту "начинают формироваться зоны мозга, ответственные за планирование, контроль и саморегуляцию. И в связи с очередным возрастным кризисом, появляются новые поведенческие характеристики – «взрослое поведение», желание автономии от родителей".

Сколько нужно карманных денег школьнику младших классов?

В вопросах количества личных финансовых средств ребенка нужно отталкиваться от финансовых возможностей семьи, образа жизни, но при этом учитывать среду, в которой находится ребенок. Это должна быть некая небольшая сумма, которой будет достаточно для покрытия необходимых расходов на питание, транспорт и мелкие "хотелки".

Вместе с этим, детский психолог Мария Макухина подчеркивает, что с ребенком необходимо до ввода карманных денег обсудить все аспекты: размер и регулярность получения финансов, правила пользования и ограничения, которые могут быть связаны с неразумным использованием средств или иными причинами.

При этом и жесткого контроля за тратами ребенка не следует устанавливать, так как ребенок только учится финансовой грамотности и совершает свои собственные ошибки.

"Будьте готовы к тому, что траты ребенка первоначально могут быть не совсем разумными. Ваши дочь или сын могут угостить весь класс булочками в столовой на всю "зарплату", или подарить все деньги другу, потратить сразу же на какую-то покупку и оставшийся месяц сидеть без денег. Дайте ему возможность столкнуться с этим опытом и прожить его. Он может погоревать, но обязательно с поддержкой и без родительских “Ну я так и знала!” Лучше сказать: "Очень жаль, что ты все потратил, надеюсь, ты хотя бы получил удовольствие, нет извини, денег я тебе не добавлю, придётся ждать следующей выплаты”. И, что важно, этих правил должны придерживаться все члены семьи, чтобы бабушка или папа втихаря все равно подкидывали ребёнку денег на мороженное из жалости", — поясняет Мария Макухина.

Как избежать равенства любви и денег в понимании ребенка?

Психолог ЧП "Лайфтайм плюс" Ирина Фруцкая советует чаще разговаривать, "о том, что деньги — это просто инструмент, один из множества ресурсов, самый удобный для обмена. А ваша любовь с ним будет всегда, что бы ни случилось. Объяснять как устроены отношения, почему любовь и дружбу нельзя купить ни за какие деньги. В результате ваш любимый ребёнок будет четко различать духовные и материальные ценности, сможет легко разбираться в финансах, бережно сохраняя человеческие отношения и качества".

Главный же негативный аспект карманных денег для младших школьников заключается в том, что родители зачастую используют этот финансовый инструмент в качестве манипуляции детьми, но это в корне неверно. Так кандидат психологических наук, психолог, научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований современного детства МГППУ Юлия Токарчук отмечает, что " не стоит привязывать получение карманных денег к хорошим оценкам или помощи по дому, так как это вызывает большое количество проблем в процессе и является сомнительной мотивацией". Кроме того, эксперт также подчеркивает, что и лишение карманных денег в качестве наказания может быть использовано только в случае, "если поведение ребенка привело к определенным материальным последствиям. Например, если он случайно или в ходе конфликта сломал чужую вещь. В таком случае родитель может предложить ему самому понести ответственность за свой поступок и компенсировать ущерб из своих собственных средств".

Вместе с этим Мария Макухина подчеркивает, что "обучение, кружки, чтение и прочие интеллектуальные и физические нагрузки ребенка не должны мотивироваться и подкрепляться деньгами, так как природой заложены стремления к познанию и развитию, и подкрепляя их таким образом, мы только можем загубить истинный интерес".

Кандидат психологических наук, преподаватель кафедры педагогики и психологии университета "Синергия" Бетанова Светлана отмечает, что если использовать карманные деньги как простой и доступный экономический рычаг, то и ребенок сумеет научиться ими пользоваться.

" Если применять карманные деньги как простой и доступный экономический рычаг, ваш ребенок сможет быть рачительным хозяином денежных средств, со временем выстроит на этой основе собственную прочную систему правильных действий в материальном плане, сумеет рационально использовать доходы, учитывать расходы, а книжку про Буратино будет читать своим детям с иронией и улыбкой", - подчеркивает Бетанова Светлана.