, автор: Нестерова А.

Говорит Москва: 5 лучших фильмов о столице

В минувшие выходные Москва отметила очередной день рождения. В честь этого события — столичная киноподборка.

Арбат, Чистые пруды, Волхонка... Эти и другие названия о многом говорят не только москвичам, но даже тем, кто "никогда не бывал в нашем городе светлом". Названия московских улиц, парков, проспектов, памятников и прочих объектов увековечены в фильмах, любимых многими поколениями. Смотря их, любой житель небольшого городка может ощутить себя гуляющим по брусчатке Красной площади или уютным арбатским дворикам. Предлагаем подборку фильмов о столице и её местах:
"Покровские ворота" (1982)
Фильм начинается "Песенкой об Арбате" Булата Окуджавы, продолжается его же "Часовыми любви", которые "у Никитских не спят", перенося зрителей в атмосферу не только главного города страны, но и быта московской коммунальной квартиры. В ней живёт беззаботный ловелас Костик и его такие разные, но одинаково интересные соседи: семейная пара, в которой царит матриархат; а также куплетист и автор фельетонов Велюров. Костик постепенно проникается ими, они со временем начинают чуть больше понимать его. Картина изобилует красивыми видами Москвы и названиями её главных достопримечательностей. А памятник Пушкина в сцене признания в любви его стихами, если присмотреться повнимательнее, будто бы оживает.
"Девушка без адреса" (1957)
Возможно ли найти человека в огромной Москве, почти ничего о нём не зная? Почему бы нет, ведь человек — не иголка в стоге сена, да и кто ищет, тот всегда найдёт. А если тот, кто ищет, ещё и влюблён, тогда счастливый итог поисков гарантирован. Даже если тот, кого ищут, постоянно меняет адрес, род занятий, место работы... Паша задаётся целью найти Катю во что бы то ни стало — обходит все переулки, заглядывает во все окошки. Но легко ли найти в столице девушку без адреса?..
"Июльский дождь" (1966)
Тёплая и немного грустная картина о сезоне холодных ливней, о быте и переживаниях интеллигенции 60-х годов. Уставшая от одиночества Лена впускает в свою душу человека, которого видела только раз в жизни. Случайная встреча с ним в Москве меняет для девушки всё, включая её отношение к этому городу.
Одну из ключевых ролей в фильме сыграл знаменитый советский бард Юрий Визбор — в сюжет гармонично вплетены несколько его песен, значимых для поколения 60-х.
"Я шагаю по Москве" (1963)
Сибиряк Володя впервые приезжает в Москву — с ним, автором рассказа, опубликованного в журнале "Юность" — хочет пообщаться известный писатель. В метро Володя знакомится со своими сверстниками-москвичами, а те показывают ему Москву и ведут в ГУМ. Ну, и, конечно же, провожают на важную встречу с писателем. Ничего замысловатого — просто трогательная, душевная комедия — о молодости, о дружбе, о Москве. И ни капли печали — "Бывает всё на свете хорошо...". А может быть, действительно бывает? В этом зрителей убеждает и песня, звучащая в финале и уже давным-давно существующая отдельно от фильма...
"Свинарка и пастух" (1941)
Случайная встреча. Любовь. Расстояние. И Москва как место встречи двух любящих сердец. Девушка из русской глубинки знакомится на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке с молодым пастухом из Дагестана. Они влюбляются друг в друга, понимая, что вскоре придётся расстаться. Но обещают, что вновь встретятся здесь же, через год. Их клятва звучит в виде песни, написанной Тихоном Хренниковым и Виктором Гусевым.