, автор: Нестерова А.

О печали, любви, детстве и переменах: Лучшие фильмы Сергея Соловьёва

Знаменитого российского режиссёра не стало 13 декабря на 78-м году жизни.

В его фильмах смешивались воедино скромность и бунтарство, беспросветная грусть и искрящаяся радость, Запад и Советский Союз (позднее — Россия). Он снимал кино о своей стране и о людях, живущих в ней — разных, но в чём-то неуловимом очень похожих друг на друга.
"Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви" (1989).
Подросток Митя хочет остаться в СССР, но его настойчиво уговаривают перебраться жить во Францию. Ведь здесь его ничего не держит. Рядом — дед — пациент психиатрической клиники, не упускающий повода злоупотребить спиртным, вокруг — разруха и нищета. Юноша — единственный, кто способен здраво мыслить — больше на это в его окружении не способен никто. И, будто бы в подтверждение этого, в фильме звучит песня группы "Аквариум" — "Корабль уродов". Полные метафор и двойных смыслов композиции Бориса Гребенщикова гармонично вплетаются в сюжет картины.
"Асса" (1987).
В этом фильме зрители впервые услышали ещё юный, неокрепший голос русского рока. В качестве музыкального оформления в картине использованы песни групп "Аквариум", "Кино" и "Браво", любовный треугольник из Алики, Бананана и криминального авторитета Крымова добавляет сюжету остроты. Финал фильма иллюстрирует торжество свободы над всевозможными преградами и рамками — Виктор Цой, не дослушав инструктаж по поведению артиста на сцене, выходит к зрителям и исполняет песню "Мы ждём перемен", поддерживаемую сотнями огоньков зажигалок в руках молодых людей, жаждущих свободы в любом её понимании.
"Нежный возраст" (2000).
Любовь порой помогает выжить. Именно она помогла главному герою фильма остаться собой в трудное время, когда меняется не только общественный строй и экономика, но и система ценностей. Отношение к человеческой жизни тоже становится другим. Герою не по душе эти изменения. Примириться с ними и обрести внутреннюю гармонию с собой ему помогает бывшая одноклассница, ставшая вдруг предметом нежных чувств. Всё происходящее с персонажами картины может кому-то показаться жёстким, как и их манера общения друг с другом, но в этой жёсткости скрыта действительность, вся правда о том времени. А правда нечасто бывает эстетичной и приятной.
"Чужая белая и рябой" (1986).

Фото: Кадр из фильма.
Молодой человек Иван по прозвищу Седой увлекается голубями. Ценой неимоверных усилий ему удаётся поймать редкую белую голубку, за которой тотчас начинается охота. Птицу крадут. Седой всеми правдами и неправдами пытается отыскать её. Выясняется, что голубка попала к "голубиному авторитету" Коле, а затем пережила ещё ряд приключений. Когда парень наконец-таки возвращает себе заветную птицу, он понимает, что голубка проживёт недолго. Скрепя сердце, он отпускает птицу на волю, решив дать ей прожить остаток дней в привычной для неё среде. Наблюдая за главным героем, можно заметить, что переход от детства к взрослости не всегда бывает плавным — в случае Ивана это даже не переход, а резкий скачок. В основу сюжета фильма легла повесть Б. Ряховского "Отрочество архитектора Найдёнова".