\
09 октября 2021 16:58

"Нас других не будет": Оптимистический фильм удался

В конце сентября эта картина открыла 32-й "Кинотавр", а 7 октября вышла в российский прокат.

Попытки снять о каком-либо выдающемся человеке художественный фильм редко бывают удачными. Ведь художественное кино предполагает наличие вымысла, допускает некоторое искажение фактов, нарушение хронологии и прочие неточности. Документалистика куда более достоверна. Она неточностей не прощает.

То, что за создание фильма о Сергее Бодрове-младшем "Нас других не будет" (16+) взялся мастер документального кино Петр Шепотинник — большая удача. Он сумел сделать этот фильм — не лишённый ноток боли и горечи утраты — полным не слёз, а улыбок. Полным света. А ведь трагический уход главного героя из жизни — потеря не только для его поклонников, но и для отечественного кинематографа в целом. Чтобы наполнить фильм о потере огромным количеством улыбок и света, нужно быть очень талантливым человеком...

У зрителя создаётся ощущение, будто бы он сидит не в кинозале, а на дружеских "посиделках", где все вместе с теплом вспоминают общего друга, который — даже не погиб, нет — просто давно не выходил на связь, не звонил и не приезжал в гости. Фильм "выстроен", как из кирпичиков, из кусочков интервью людей, близко знавших Сергея — это продюсер Сергей Сельянов (поначалу кажущийся "холодным" и суровым, он оттаивает и начинает улыбаться, говоря о Бодрове — эта смена эмоций видна от фрагмента к фрагменту), художник по костюмам Надежда Васильева (какой искренней нежностью озарялось её и без того прекрасное, светлое лицо, когда она вспоминала и о своём супруге Алексее Балабанове, и о Сергее Бодрове... С какой теплотой она говорила о том, что Алексей Октябринович предпочитал бредовым вещам "мягонькие и простенькие", а свитер, в котором расхаживал герой Сергея в "Брате", она нашла "чуть ли не на помойке"...), Вячеслав Бутусов (словосочетание "светлый человек" из его уст в адрес Бодрова прозвучало не раз) и другие, а дополнили их слова фрагменты интервью с Балабановым, которое Шепотинник записал лет 20 (если не больше) назад.

Все эти люди делились разными воспоминаниями. Говорили о Сергее Бодрове по-разному. Но одно и то же слово применительно к нему произнесли они все. Из уст всех тех, кому довелось работать/общаться/дружить с ним, звучало: "...его органика", "он очень органичен". Разные люди увидели в одном человеке одно и то же. Органику. Естественность. И именно в этом кроется секрет популярности исполнителя роли Данилы Багрова. Ему веришь. И веришь Бодрову в любой роли.

Он сыграл в целом ряде фильмов, но особое внимание в "Нас других не будет" было уделено именно "Брату". Культовая балабановская дилогия подарила россиянам народного героя — Данилу Багрова. "В этот период на свет появилось много ребят, которых назвали так — Данила", — рассказывает С. Сельянов. А сам исполнитель этой роли (в картину включены фрагменты архивных интервью С. Бодрова) признавался, что этот герой для него уже стал реально существующим человеком.

Фото: Кадр из фильма.

Смотря "Нас других не будет", искренне хочется улыбаться. Потому что люди, вспоминающие главного героя, тоже улыбаются. Как и он сам, смотря в наш 2021-й год с архивных кадров. А если на его лице и не видно улыбки — улыбаются его добрые голубые глаза. Хочется улыбаться от странного, но такого тёплого сочетания мужественности и детской трогательности в героях, воплощённых "виновником торжества", да и в нём самом. От отсутствия поминальных интонаций в голосах говорящих о нём людей. Даже в рассказе о трагедии Кармадонском ущелье этих интонаций нет. Да, есть боль и сожаление, но информация подаётся в виде фактов, а не причитаний сквозь слёзы. Да, больно. Но вместе с этим удивительно светло. Зритель не плачет. Зритель ощущает, будто бы его душу завернули в тёплый плед. Зритель улыбается, он ведь тоже знает, что "сила в правде"...

Всем тем, чьи высказывания звучат в этом фильме, режиссёр задавал один вопрос: "Можно ли снять оптимистический фильм о Сергее Бодрове?". И отвечали все на этот вопрос однозначно положительно.
"Нас других не будет" — как раз такой фильм. Оптимистический и — здесь стоит повториться — полный света, полный той самой Правды.