Рецензия на фильм \
17 сентября 2021 15:33

Рецензия на фильм "Мужские слёзы": нетипичная история старого мачо

В российский прокат вышел новый драматический триллер Клинта Иствуда. 91-летний голливудский мэтр не только поставил его, но и исполнил главную роль

В 91 год Клинт Иствуд всё ещё знает, как снимать фильм в приятной, неторопливой, классической манере, чтобы зрители начали желать иметь на выбор больше таких кинолент. В качестве режиссёра Иствуд заслужил право называться "нестареющим". Впрочем, как актёр, он и не пытается скрыть свой возраст. В "Мужских слёзах" он играет сломленного судьбой погонщника лошадей и бывшего участника родео, который получает задание отправиться в Мехико-сити, чтобы забрать 13-летнего мальчика Рафаэля (Эдуардо Минетт) и привезти его в Техас (Он забирает ребёнка у ведущей разгульный образ жизни матери и привозит к отцу, владельцу ранчо).

Несмотря на возраст, Иствуд обаятелен и не растерял фирменной усмешки. Но Клинт, которого мы видим в "Мужских слёзах" согнут, с тщательно причёсанной копной седых волос, кожей, похожей на смятый пергамент, и глазами, светящимися уязвимостью старика. Его движения осторожны, а голос звучит тщательно обдуманными словами сухо и надтреснуто так, что можно услышать, как привычный минимализм Иствуда сменяется новой хрупкостью Иствуда.

Что ушло из его медленно говорящего и медленно двигающегося Клинта, так это ощущение надвигающейся опасности. В "Мужских слёзах" он наносит удар или два и делает это убедительно, но он также не прочь вздремнуть в течение дня, и его персонаж не притворяется, что может использовать силу, чтобы доминировать над гораздо более молодыми негодяями, громилами и федералами, которые висят у него на хвосте. Способ, которым Иствуд доминирует сейчас - это задумчивая простота слов ("Я говорю то, что я имею в виду, и имею в виду то, что я говорю") и стальная прямота, ставшая его своеобразной, кабинетной, формой мачизма.

А что с самим фильмом? Это адаптация романа Н.Ричарда Нэша, опубликованного в 1975-м году (сценарий написали Нэш и постоянный соавтор Иствуда Ник Шенк). Произведение дружелюбно, увлекательно и стереотипно, безобидно и добродушно, и совершенно не претендует на что-то выдающееся. Его действие происходит в 1979-м году после того, как персонажа Клинта Майка Майло увольняет Говард Полк, его хозяин на ранчо (Дуайт Йокам). Но как мы узнаём, Майк многим обязан Говарду (тот вытянул Майка из тяжёлой депрессии, когда он готов был свести счёты с жизнью). Поэтому, когда Майка просят пересечь границу и вернуть мальчика отцу-Говарду, старому ковбою ничего не остаётся, как согласиться и поехать.

Пункт назначения - дом в Мехико-сити, где безответственная мать (Фернанда Уррехола) предупреждает Майка, что мальчишка совсем отбился от рук, посещает подпольные петушиные бои и, Бог знает, что ещё. Женщина также очень просит Майка забрать ребёнка, хотя на самом деле должна держаться за сына, чтобы иметь "козыри" в инвестиционной сделке. И, конечно, здесь зрители ожидают увидеть малолетнего преступника, а находят, на первый взгляд, милого мальчика. Майку требуется всего несколько секунд, чтобы на петушиных боях отыскать его вместе с домашним питомцем, пернатым по кличке Мачо.

Эдуардо Миннетт, регулярно снимающийся в мексиканских сериалах, обладает лицом типичного хорошего мальчика и энергичными манерами. Его персонаж, Рафаэль вправе сердиться на Майка за то, что тот забрал его в разгар сражения, но с самого начала мы видим: ребёнок - не преступник, а мать просто проецирует на него свои проблемы. Майку, конечно, еще предстоит завоевать его расположение, но фильм мог быть более остроумным, если бы Рафаэль был поотвязнее.

Они с Майком садятся в двухцветный Chevy Suburban и отправляются в Техас. В пути они хорошенько узнают друг друга и столкнутся с авантюрными испытаниями, ни одно из которых не будет слишком мрачным. Их автомобиль угоняют, но всё в порядке, они вскоре найдут брошенную машину. На стоянке местные горячатся из-за того, что этот старый гринго путешествует с мексиканским мучачо, но всё в порядке, они вскоре направят свою агрессию на зловещего преследователя, который пытается вернуть мальчика в Мехико. За обедом Рафаэль небрежно заказывает текилу, но всё в порядке, Майк просто отменяет этот заказ и ставит его на место. "Ты очень злишься", - говорит Рафаэль Майку. "Это нехорошо в твоём возрасте". И он прав, но "Мужские слёзы" - это не фильм злого Клинта. К тому времени, когда эти двое прибывают на промежуточное ранчо, и Майк начинает учить ребенка ездить верхом, мы понимаем, что наблюдаем то, что ближе всего стоит к героям Клинта Иствуда - защита слабых и обездоленных, забота о ближних и возможность дать подрастающему поколению немного тепла и мудрости.

В конце фильма Клинт говорит мальчику (которого он называет "Ребёнок"): "Шумиха вокруг мачо преувеличена". Что, на самом деле, из уст актёра, в течение последних пятидесяти лет являвших миру на киноэкране образец мужественности, звучит как своего рода рефлексивная и основополагающая истина. Девяностолетний Клинт говорит это так, как будто и думает так. Но правда заключается в том, что весь фильм как раз утверждает обратное. Даже несмотря на то, что он физически больше не "правит", Клинт в "Мужских слёзах" так же доминирует морально своей внутренней силой и тайной, как это делал и раньше. Он просто не выражает этого напрямую. Фильм превращается в роман: когда на ранчо хозяйка соседнего кафе готовит для Майка и Рафаэля, они со старым ковбоем начинают так хитро флиртовать, что этот "розовый" момент как будто прокрадывается в драматический триллер. У Наталии Травен примерно такое же лицо, как и у Иствуда, и приятно видеть, как они соединяются в пару. "Мужские слёзы" - неплохой фильм для Иствуда, но надеемся и подозреваем, что у него будет ещё возможность в работе заполучить мачо, чтобы поплакать.