Рецензия на фильм \
29 сентября 2021 17:31

Рецензия на фильм "Не время умирать": опасное и эмоциональное приключение агента 007

По мнению критика Variety Оуэна Глейбермана, это лучшая картина о Джеймсе Бонде со времён "Казино Рояль" (2006)

"Не время умирать" - потрясающий фильм: современный, подробный триллер о Джеймсе Бонде, снятый в неоклассическом стиле. Это беззастенчиво традиционный фильм об агенте 007, но он сделан с изяществом, напряжением и оставляет после просмотра сильное впечатление.

Перед тем, как я продолжу, позвольте мне выложить на стол несколько карт. Думаю, что "Казино Рояль", в котором Дэниэл Крэйг впервые изобразил агента 007, был лучшим со времён раннего Шона Коннери. И во многих отношениях идеально поставленным фильмом о Бонде за всю историю франшизы. (Я смотрел его много раз, и это один из моих самых любимых фильмов начала 2000-х). Для меня, три картины о Бонде, вышедшие после "Казино Рояль", стали одним из самых глубоких разочарований, которое, в принципе, можно испытать от продолжения любой современной серии фильмов. "Квант милосердия" (2008) был полностью искусственно созданной механикой, "007: Спектр" (2015) тщательно продуманным продуктом, оживлённым действиями. И, наконец, "007: Координаты "Скайфолл" (2012), несмотря на то, что многие фанаты Бонда считают его шедевром, был по мне промокшим и переоценённым, с утрированной мегаломанией в игре Хавьера Бардема и плаксивым рассказом о прошлом Бонда, наполненном самосожалением. Фильм пытался быть "эмоциональным", но эта оригинальная история о бедном-маленьком-мальчике-шпионе не укрупнила Бонда - она уменьшила она.

Правда заключается том, что так много элементов, привнесённых в кинематограф фильмами о Бонде, были использованы в других сериях - "Миссия невыполнима", "Борн", "Форсаж" - что для создания первоклассного приключения Бонда требуется нечто большее. Для этого вам нужно оригинальное переплетение элементов: идеально выдержанный ритм жёстких многоуровневых схваток и эффектных побегов, и ослепительных погонь, и восхитительных острот, и крутых гаджетов, и сексуального превосходства, и высоких ставок с претензией на мировое господство. "Не время умирать" идёт 2 часа 43 минуты, это самый длинный фильм о Бонде, и при этом он бодрит, опьяняет, в общем, вызывает эмоции. Режиссёр Кэри Джоджи Фукунага ("Настоящий детектив", HBO) тасует элементы как хладнокровный жонглёр. Он правильно понимает детали - происходящая за несколько секунд сцена прыжка с балкона, опасность, исходящая от убийцы с блуждающим механическим глазом, дотошно шутливая игра Бена Уишоу в роли Q.

Помимо этого, однако, образ Бонда требует ореола таинственности. Это качество, которое "Казино Рояль" вернул франшизе, благодаря фантастически сложной драматизации отношений между быстрым, стальным, грубоватым Бондом Крэйга и интригующей Веспер Линд в исполнении Евы Грин. "Не время умирать" не является в чистом виде произведением искусства, как "Казино Рояль", но всё-таки приближается к этому статусу. В идеале, в фильме о Бонде должна быть романтика - я имею в виду не просто историю любви - а романтику в экранном присутствии Бонда, наивысший мотив, стоящий за его каждым, безжалостно выполненным движением. В "Не время умирать" это есть.

В прологе мы видим Мадлен в исполнении Леа Сейду молодой девушкой, с которой случается беда, когда в родительский дом вторгается человек в белой маске. Он пришёл к Суоннам, чтобы убить главу семейства, который был членом SPECTRЕ и, выполняя задание, ранее расправился с семьёй человека в маске. Поэтому Мадлен, можно сказать, разорвала порочный круг кровной мести. Затем мы переходим к Бонду и уже взрослой героине, едущим в Aston Martin по дорогам Италии. Когда Мадлен просит поднажать на газ, Джеймс говорит, что им принадлежит всё время мира.

Но эта идиллия недолговечна, их начинают преследовать агенты SPECTRE. Как они узнали, что Бонд был там? В разгар острой схватки самым захватывающим становится момент полного бездействия: Бонд останавливает груженную доверху машину посреди городской площади, и в него сразу начинает стрелять дюжина боевиков, беспомощные перед пуленепробиваемыми окнами автомобиля. Окна не выглядят полностью безопасными, но Бонд ничего не делает. Он говорит Мадлен, сжав зубы от тихой ярости: "Я знаю, ты направила их сюда. Я знаю, ты предала меня. Кого заботит, выживем мы или умрём?". "Не время умирать" - это попкорновый риф в теме подчинения судьбе.

Эта тема разыгрывается с большим размахом. Вернувшийся в строй Бонд объединяет усилия с ЦРУ и направляется в Сантьяго-де-Куба, где SPECTRE проводит своего рода конференцию преступного мира. Строится она вокруг похищенного "Проекта Геркулес" - проекта, связанного с разработкой химического оружия нового поколения. Идея заключается в том, чтобы ввести в кровоток человека наноботы, которые способны отправить ДНК путём доставки соответствующего вещества. Элемент заражения, введённый в сценарий, был придуман ещё до мировой пандемии (фильм был готов к релизу в 2020-м), но он приобретает мрачный резонанс, особенно когда мы узнаём, что М (Рэйф Файнс), хмурясь от беспокойства, строит более опасные планы, чем обычно. В прежние времена "Проект Геркулес" мог появиться только у сумасшедшего злодея. Теперь это сила, которой хотят обладать хорошие парни. В "Не время умирать" мировой порядок нарушен, что подводит Бонда к исполнению замысла мошенников.

На Кубе Бонд пересекается с давним коллегой по ЦРУ Феликсом Лейтером, которого играет со своим привычным рвением Джеффри Райт, и с Паломой (Аной де Армас) - агентом в чёрном коктейльном платье, не такой наивной, как кажется вначале по её разговору. И дальше авторы проявляют совершенную галантность, зрелость по отношению к происходящему: шпионская логистика с налётом эротики между Бондом и Паломой в прежние времена опрокинула бы их сразу в постель. Но жаркой сцены нет, и от этого факта фильм ничего не теряет. Если и есть что-то горячее, так это легкомысленный, дерзкий флирт. Искусный актёр Билли Магнуссен находится под рукой в качестве ухмыляющегося новичка ЦРУ. Он - "поклонник" Бонда, пока сам им не станет.

Коротко стриженный Крэйг мастерски овладел искусством превращения Бонда в кажущуюся непобедимой силу, но он всё же является человеком со своими скрытыми слабостями. Есть другая сцена, которая бы несколько десятилетий назад стала бы соблазнением, сейчас же выглядит как беззаботная встреча Бонда и Номи (Лашана Линч), перспективного агента MI-6, имеющего кодовое имя... 007. Минуту мы смотрим на Лашану Линч, чья речь отличается какой-то сухой дерзостью, и думаем: "Может быть, это следующий Джеймс Бонд?". Но взаимодействие между Номи и Бондом имеет собственную историю. На определённом уровне речь идёт о том, чтобы Бонд проложил путь в новый мир. Фокус в том, что он сразу готов туда отправиться. И фильм, в некотором роде заманивая и накручивая, предлагает откровенно прогрессивный кастинг и намекает на то, что он может быть использован в бондиане.

По сути, "Не время умирать" - традиционный фильм об агенте 007, и это доставляет удовольствие. Но не только бег на экране ощущается более значимым, чем обычно. Фильм в полной мере хочет подчеркнуть эмоциональную составляющую выхода Дэниэла Крэйга из франшизы. И мы это видим. Главная история происходит через пять лет после событий, показанных в прологе, когда Бонд и Мадлен расстаются. Они воссоединяются благодаря Эрнсту Ставро Блофельду (Кристоф Вальц), который, скорее, напоминает Ганнибала Лектера в обитой войлоком тюремной камере, чем болтливого психа; однако он не потерял способности контролировать себя. Мадлен - психиатр, имеющая доступ к Блофельду, и когда она снова встречается с Бондом, это делается для того, чтобы тот снова увидел человека, посаженного им когда-то за решётку. В этой главной сцене Блофельд Вальца источает более изысканную угрозу, чем в картине 2015-го "007: Спектр". Блофельд находится всего в двух шагах от Бонда, несмотря на то, что его биологическое оружие ушло на шаг вперёд.

Главный злодей фильма Рами Малек в роли Люцифера Сафина даёт знать о своём присутствии ещё до того, как мы это узнаем. Малек с изрытой оспой кожей, пронзающим взглядом и ласкающим голосом падшего ангела делает своего героя гипнотическим существом. (Он мог бы дать Бардему мастер-класс на тему, как сделать исполнение роли антагониста более тонким). Сафин, конечно, обосновался на далёком острове, где совершенствует свой яд и всё, что планирует с ним сделать. Обстановка и неприглядность химической лаборатории очень похожи на ту, что есть в фильме о Бонде "Ты живёшь только дважды" (1967). Но что примечательного есть в игре Малека, так это непристойный способ, которым он заявляет о своём присутствии в драме Бонда, Мадлен и её маленькой дочери Матильды. Бонд здесь, чтобы спасти мир; он здесь, чтобы спасти Мадлен и Матильду; он здесь, чтобы спасти самого себя. Сможет ли он это сделать? То, что происходит во время кульминации, выглядит поэтичным: Бонд странным образом принимает на себя карму всех людей, которых убил. Я никогда бы не подумал, что буду утирать слезу в конце фильма о Джеймсе Бонде, но "Не время умирать" выполняет обещание. Он завершает сагу агента 007 в исполнении Крэйга в самом, откровенно говоря, экстравагантном стиле.