Истории бокс-офиса: «Последняя дуэль» может быть последним фильмом в своём роде - Inc News
, автор: Чуликова Е.

Истории бокс-офиса: «Последняя дуэль» может быть последним фильмом в своём роде

Кинокритик портала Film Райан Скотт проанализировал ситуацию со слабыми прокатными сборами, в которой оказалась новая картина Ридли Скотта.

Автор таких фильмов, как «Чужой» и «Гладиатор», Ридли Скотт считается одним из величайших из ныне живущих режиссёров и по мнению некоторых величайшим в истории. 2021-й стал для 82-летнего мэтра впечатляющим годом, поскольку он выпустил два фильма, и это на фоне продолжающейся пандемии. В начале декабря выходит его криминальная драма «Дом Gucci», а в октябре мир увидел исторический эпос «Последняя дуэль». К сожалению, эта картина не оправдала надежд на кассовые сборы, несмотря на благоприятные отзывы критиков и сильный актёрский состав.

И дело не только в относительном разочаровании фильмом, а в том, что он стал самым большим провалом этого года, если не самым большим за последнее время. Это чревато далеко идущими последствиями, потому что Голливуд пытается понять, куда двигаться дальше после пандемии. Пока «Дом Gucci» только готовят к выходу на большие экраны в России, есть повод пойти и посмотреть «Последнюю дуэль», а заодно и понять, почему фильм «не зашёл» и что его низкие рейтинги означают для будущего кинематографа.

Фильм «Последняя дуэль»

Сюжет основан на книге Эрика Джагера «Последняя дуэль: правдивая история судебного разбирательства в средневековой Франции». В Голливуде историю о последней официально задокументированной судом дуэли во Франции 1300-х г. не сразу решились снять. Первоначально режиссёром был утверждён Френсис Лоуренс («Голодные игры»). Процесс ускорился, когда в 2019-м году права на книгу истекли, что открыло путь к работе над ней Ридли Скотту. Но не только ему, режиссёр привёл с собой Бена Аффлека и Мэтта Деймона. Они получили главные роли, а также возможность написать сценарий. Авторы «Умницы Уилла Хантинга» (1997) воссоединились для одного из самых уважаемых режиссёров на планете, взяв в команду Николь Холофсенер («Сможете ли вы меня простить?») в качестве третьего сценариста.

Самый большой вопрос заключался в том, займётся ли Disney, который недавно приобрёл большую часть медиактивов Fox, экранизацией истории с жёстоким актом сексуального насилия в центре сюжета. По данным Deadline, почти каждая голливудская студия ждала, когда Disney откажется от этой затеи, чтобы перехватить право на съёмку. Особенно после того, как Адам Драйвер («Звёздные войны: Пробуждение силы») и Джоди Комер («Убивая Еву») вошли в актёрский состав. Представители индустрии обычно говорят в таких случаях: «Продукт получил горячую упаковку».

Производство началось в феврале 2020-го и почти сразу было отложено на несколько месяцев по причине начавшейся пандемии. Съёмки были завершены в октябре того года. Как известно, костюмная драма далеко отстоящего временного периода обычно стоит недешёво, поэтому фильм в конце концов обошёлся в $100 миллионов, даже без учёта маркетинговых затрат. Хотя любая студия приняла бы этот ценовой вызов, он, похоже, станет последним в своём роде из-за катастрофического прокатного результата.

Финансовая подоплёка

Мировая премьера «Последней дуэли» состоялась на престижном Венецианском кинофестивале в сентябре этого года. Как и ожидалось, картина с участием такого опытного состава получила, в основном, положительные рецензии. Правда, мы говорим об исторической драме с непростой тематикой, идущей два с половиной часа. Одобрили её критики или нет, картину такого жанра трудно было бы продать и до пандемии. А в то время, когда любители посмотреть кино избирательно выходят из дома, и подавно. И кассовые сборы «Последней дуэли» наглядно это доказали.

Вышедшая в кинотеатрах 15-го октября (в России с 18-го ноября), картина заработала в первый уикэнд всего лишь $4.7 миллионов. Это считается очень плохо даже для относительно малобюджетного хоррора. А для $100-миллионного претендента на «Оскар»? Хуже не бывает. Как результат, отказ многих кинотеатров от показа и невозможность что-либо сделать, чтобы вытянуть фильм хотя бы на нулевой баланс. К настоящему моменту он заработал в мировом прокате всего лишь около $29-и миллионов. При этом неизвестно, сколько Disney потратил на продвижение, но даже если заложить на кампанию $50 миллионов, получается весьма внушительная сумма. А ведь люди вложились и потеряли на «Последней дуэли» большие деньги.

Что, возможно, ещё хуже, так это то, что финансовый провал картины отбрасывает тень на актёров, отвергает любую повалу критиков, которая могла бы помочь в этом наградном сезоне. Конечно, пара «Оскаров» не спасёт ситуацию, но в любом случае не повредит. И продажи Blu-Ray так же ничего уже не поправят. И награды не смогут покрыть всех производственных расходов, как не помогут в следующий раз, когда талантливый режиссёр и первоклассные актёры захотят сделать подобный фильм.

Выводы

Чего-то положительного, чтобы обсудить в свете рассматриваемой темы, к сожалению, нет. Нет полезных уроков, которые можно было бы вынести из неудачного проката этого фильма. «Последняя дуэль», скорее, воспринимается как последний образец фильма исторического жанра, поскольку Голливуд всё больше делает ставку на потоковое вещание и осторожничает с проектами, требующими больших бюджетов. Дело в том, что такого рода фильмы уже было трудно продавать задолго до пандемии. Достаточно взглянуть на фильмографию самого Ридли Скотта, когда его «Царство небесное» (2005) и «Исход: Цари и боги» (2014) не имели большого успеха у публики. Прошли те времена, когда его «Гладиатор» (2000) заработал в прокате $456 миллионов и получил «Оскар» в номинации «Лучший фильм».

Можно ли поспорить, что «Последняя дуэль» имел «слегка» безответственный бюджет? Может быть. Но это не похоже на ситуацию с «Одиноким рейнджером» (2013), на который Disney потратил $250 миллионов. Если бы «Последняя дуэль» с расходными $150-ю миллионами заработала бы в мировом прокате $250-300 миллионов, то считалась бы хитом. Но времена изменились. Скорее всего, в будущем подобные фильмы будут сниматься Netflix или другими стриминговыми сервисами лишь для скромного театрального релиза, который даст им возможность участвовать в гонке за наградами. А основной объём просмотров будет потоковым, и это суровая правда.

Несомненно, Disney провёл хорошую маркетинговую кампанию для «Последней дуэли», что отметил сам Скотт. Причина, однако, по его мнению, кроется в другом. «Думаю, всё сводится к тому, что у нас есть сегодня аудитория, воспитанная на этих дурацких мобильных телефонах. Миллениал (зритель, родившийся в начале 2000-х) не хочет чему-то учиться, пока ему не скажут об этом по смартфону», - заявил Ридли в интервью ведущему подкаста ‘WTF’ Марку Мэруну.

Прав ли режиссёр? Вероятно, нет, но он имеет полное право испытывать раздражение от того, что происходит сейчас с посещением кинотеатров и тех типов фильмов, которые котируются на изменившемся мировом рынке развлечений.

Источник фото: 20th Century Studios
x