Снова в школу: каким будет новый учебный год
Расскажем о нововведениях, которые вступят в силу с 1 сентября 2022 года.
Впереди – новый учебный год, а с ним начнут действовать и изменения, касаемые воспитательной работы, исторического просвещения, изменений экзаменационных материалов и федеральных образовательных стандартов. Расскажем об основных.
Каждая учебная неделя будет начинаться с поднятия государственного флага.
В некоторых российских школах данная практика уже была внедрена в конце прошлого учебного года. С начала осени торжественная церемония затронет все образовательные организации.
К поднятию флага будут допускаться самые лучшие ученики, имеющие выдающиеся результаты в учебе, спорте или творчестве. Кроме того, почетная миссия может быть возложена также и на преподавателей, в ряде исключительных случаев – родителей.
Норма закреплена в методических рекомендациях Минпросвещения России «Об использовании государственных символов РФ при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления».
Историю России школьники будут изучать с первого класса.
По мнению Минпросвещения, изучение истории своей страны с первого класса даст возможность сохранить историческую память. При этом в начальной школе не будет вводиться отдельных предметов по истории – отдельный предмет «История» в школьной программе так и останется с пятого класса.
Школьники младших классов будут изучать историю в рамках «Окружающего мира». Дети смогут посещать музеи и выставки в ходе внеурочной и внеклассной деятельности.
Для детей с начала нового учебного года будут проводить киноуроки по истории в рамках предметов «Окружающий мир», «Основы религиозных культур и светской этики». Уроки истории будут проводиться в обычном формате.
У старшеклассников появится дополнительный курс по истории России.
Благодаря курсу «Россия – моя история» учащиеся 10–11 классов смогут узнать о самых значимых событиях в истории страны, где они вновь повторят программу по истории Отечества, а также будут изучать влияние значимых событий на становление российского государства. Данный курс будут проходить и студенты образовательных организаций СПО.
Кроме того, в школьных учебниках по истории могут появиться новейшие события до конца 2022 года.
Учащиеся 1–5 классов перейдут на новые образовательные стандарты.
Переход на новые образовательные стандарты с 1 сентября 2022 года станет обязательным. Данный шаг необходим для обеспечения личностного развития детей, содействия их гражданскому, патриотическому, духовно-нравственному, эстетическому, физическому, трудовому, экологическому воспитанию.
В данный момент разработано две примерные основные образовательные программы и 50 примерных рабочих программ по школьным предметам. По ним уже завершилось экспертное тестирование. В федеральный перечень учебников включены 327 изданий, которые были составлены по новым ФГОС. Речь идет о пособиях по родным языкам, а также пособиях, предназначенных для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Новые учебники уже поступают в школы.
Уже в сентябре учащиеся школ напишут всероссийские проверочные работы.
Весной ВПР были перенесены в связи с риском распространения коронавируса. Их намерены провести с 19 сентября по 24 октября 2022 года. Точное расписание будет установлено до 5 сентября.
Проверочные работы могут измениться. По словам специалистов Роспотребнадзора в школах страны будут проводиться ВПР углубленного уровня, которые рассчитаны на проверку знаний по предметам, которые изучаются углубленно. Обновленные ФГОС основного общего образования будут для базового и углубленного уровня – это планируется сделать уже в следующем году. Проведение ВПР углубленного уровня по математике и физике планируется с весны 2023 года.
В российских школах появятся классные часы «Разговоры о важном».
На данных уроках учащиеся будут рассуждать о ценностях российского общества. Занятия начнутся с 5 сентября. Темы для классных часов «Разговоры о важном» обусловлены положениями, закрепленными стратегией нацбезопасности.
«Разговоры о важном» - составная часть программы воспитания в школах. Их будут проводить в разных форматах, ориентируясь на возраст школьников. Возможными формами может быть дискуссия после просмотра фильма, разговор с экспертом по теме классного часа. С него классные руководители будут начинать каждую учебную неделю. «Разговоры о важном» будут посвящены патриотизму, гражданскому воспитанию, историческому просвещению, вопросам нравственности и экологическим проблемам. Обсуждаться будут жизнь школы, городские события, ситуация в стране и мире.
В новом учебном году планируется провести порядка 622 олимпиад для школьников.
Минпросвещения подготовило проект приказа об утверждении перечня олимпиад на 2022/2023 учебный год. В него включены 622 олимпиады по науке и образованию, культуре и искусству, физкультуре и спорту. Кроме того, в него включены Всероссийская олимпиада школьников, Первенства Европы по олимпийским видам спорта в олимпийским дисциплинах, Всероссийская олимпиада по судостроению, I Дальневосточный музыкальный конкурс имени М.Ф. Кнауф-Каминской и др.
Единый подход к организации работы продленок в школах.
С начала нового учебного года решения об открытии групп продленного дня школы будут принимать с учетом мнения родителей. Продленка станет часть образовательного и воспитательного процессов.
Для того, чтобы снизить финансовую нагрузку на родителей, теперь региональные власти имеют право дополнительно финансировать группы продленного дня. Федеральные нормы с нового учебного года гарантируют создание таких групп, особенно в начальной школе.
В школах завершается капитальный ремонт.
Капитальный ремонт проводился в рамках госпрограммы «Развитие образования», рассчитанной на период с 2022 по 2026 гг. По ней в целом по России будет отремонтировано свыше 7 300 зданий. Уже в 2022 году 1 450 из них будут готовы принять школьников. По программе заменяются и восстанавливаются строительные конструкции, обновляется фундамент, цоколь, отмостки, производится ремонт кровли, потолков, окон и дверей, входных групп, лестниц, крыльца и фасада школы. Кроме того, школы оснащаются современным оборудованием.
Образование больше не будет «услугой».
Термин «оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования» в законе «Об образовании» заменен на понятие «реализация образовательных программ». Таким образом. Образование, гарантированное государством, больше не будет трактоваться, как услуга.
В новом учебном году комплекты тем итогового сочинения сформируют иначе.
Будет изменен подход к формированию комплектов тем итогового сочинения. Теперь на базе тем прошлых лет будет сформирован закрытый банк.
Перед началом учебного года в нем опубликуют названия разделов и подразделов, комментарии к ним. Кроме того, будет опубликован образец комплекта тем итогового сочинения, которые можно будет найти на сайте ФИПИ.
Закрытая группировка тем даст возможность избежать шаблонных сочинений и станет мотивацией для школьников самостоятельно писать сочинения на любые темы. Особое внимание уделено экспромтному характеру работы.
К 1 сентября станут известны изменения КИМ ЕГЭ.
В ФИПИ занялись разработкой задания для Единого государственного экзамена 2023 года, которые будут сформированы с учетом результатов ЕГЭ нынешнего года. Еще в прошлом году в Федеральном институте педагогических измерений составили перечень изменений в экзаменационных заданиях, в текущем году по каждому предмету обновили от 4 до 6 заданий.
В Рособрнадзоре рассмотрят идею разделения Единого госэкзамена по русскому языку на два уровня – базовый и профильный по аналогии с математикой.
К 1 сентября должен быть сокращен перечень документов, заполняемых учителем.
Данный перечень сокращен до пяти пунктов. Он скорректирован для облегчения бюрократической нагрузки на учителей. Стало меньше отчетов по исполнению работ и протоколов. Теперь им предстоит заполнять следующие документы: рабочая программа предмета и курса, включая внеурочную деятельность, учебного модуля; журнал учета успеваемости; журнал внеурочной деятельности (для педагогов, ведущих внеурочную деятельность); план воспитательной работы (для классных руководителей); характеристика на школьника (по запросу).