В центре Млечного пути ученые обнаружили мерцание черной дыры - Inc News

В центре Млечного пути ученые обнаружили мерцание черной дыры

Она представляет собой сверхмассивную черную дыру с массой 4,2 млн масс Солнца.

Ученые из Университета Кэйо в Японии зарегистрировали квазипериодические мерцания сверхмассивной черной дыры в центре Млечного пути – Стрельца А*. Как считают астрономы, колебания излучения в миллиметровом диапазоне могут быть связаны с возникновением горячих пятен в аккреционном диске компактного источника. Компактный радиоисточник Стрелец A* находится на расстоянии около 26 тыс. световых лет от Солнца в центре Млечного Пути. Он, вероятнее всего, представляет собой сверхмассивную черную дыру с массой 4,2 млн масс Солнца. Это самый близкий к Земле объект такого рода, что делает его крайне интересным для исследований, пишет The Astrophysical Journal Letters.

За 20 с лишним лет наблюдений астрономам удалось выяснить, что черная дыра в центре нашей галактики окружена аккреционным диском из горячего газа, диском из более холодного молекулярного газа и массивными горячими звездами. Также они фиксировали исходящие от Стрельца A* вспышки в радио, рентгеновском и ближнем инфракрасном диапазоне. При этом вопрос их периодичности до сих пор оставался открытым.

Исследователи наблюдали Стрелец А* в миллиметровом диапазоне электромагнитных волн и на протяжении 10 дней фиксировали, как меняется плотность потока излучения. В результате на полученных кривых блеска они обнаружили два феномена: квазипериодические колебания, которые возникают примерно раз в полчаса, и более медленные, часовые вариации. Как считают авторы исследования, колебания на кривой блеска могут вызывать горячие пятна, которые образуются из-за магнитных возмущений в горячем газе. Они надеются, что полученные данные помогут больше узнать о поведении черной дыры в центре Млечного пути.

В начале апреля команда ученых опубликовала снимок, на котором вблизи и крайне подробно видны выбросы сверхмассивной черной дыры с извергаемой из нее мощной реактивной струей. Такое явление можно наблюдать, когда материя падает в черную дыру, вследствие чего часть вещества ускоряется практически до скорости света.