В снегах Антарктиды обнаружены следы взрывов сверхновых звёзд - Inc News
, автор: Кутман С.

В снегах Антарктиды обнаружены следы взрывов сверхновых звёзд

Учёные обнаружили следы радиоактивного изотопа железа-60 в снежном покрове Антарктиды.

В журнале Physical Review Letters опубликована статья, в которой указывается, что ученым из Германии, Австрии и Австралии удалось найти в снегах Антарктиды следы радиоактивного изотопа железа-60, являющийся характерным признаком взрыва сверхновой звезды.

Ученые рассказывают, что изотоп 60Fe имеет период полураспада 2,62 млн лет, и образуется из стабильных изотопов железа в недрах массивных звёзд в результате захвата ядрами атомов дополнительных нейтронов. В космос он попадает лишь при взрыве этих звезд.

Ученые некоторое время назад смогли найти следы этого изотопа на Земле в результате проведения геологических исследований донных пород в Индийском, Тихом и Атлантическом океанах. Возраст их оценивается в 2 и 8 миллионов лет. В результате этого открытия ученые предположили, что в данные периоды вблизи Солнечной системы происходили взрывы сверхновых. Недавно 60Fe был обнаружен и в образцах грунта с поверхности Луны, который был доставлен на Землю в ходе программы «Аполлон».

«Мы задались вопросом, где ещё можно найти железо-60 от звёздных взрывов в прошлом, когда Солнечная система проходила через более плотную межзвёздную среду. Это нелегко, поскольку мелкая пыль из космоса обычно теряется в природе. Однако мы верили, что можно обнаружить пыль в чистом снегу Антарктики. Поэтому мы достали наши лопаты и перерыли снег», - сообщил ведущий автор исследования Доминик Колл из Австралийского национального университета.

Ученые сделали анализ с помощью масс-спектрометра 500 кг снега на антарктической станции Конен, которая располагается на Земле Королевы Мод. По итогам тщательного исследования в образцах обнаружили как минимум пять атомов железа-60. А поскольку снег, где содержались эти атомы, выпал не более 20 лет назад, они никак не могут являться следами давних взрывов сверхновых звёзд, как те атомы железа-60, которые ранее были найдены в океанских породах. Ученые предполагают, что они появились из скоплений космической пыли в Местном межзвёздном облаке, через которое осуществляет движение наша Солнечная система.

Исследователи надеются проверить данную гипотезу в ходе дальнейших поисков железа-60 в снегах Антарктиды. Поскольку Солнечная система вошла в Местное межзвёздное облако примерно 40 тысяч лет назад, то в кернах льда Антарктиды более древнего возраста железо-60 не будет встречаться.