Киноляпы, спасение утопающих и любовный треугольник: как снимали «Большую перемену» - Inc News
, автор: Дмитриев Ю.

Киноляпы, спасение утопающих и любовный треугольник: как снимали «Большую перемену»

Фильм, который задумывался, как идеологическая картина для повышения статуса вечернего образования, волей авторов и актерского состава превратился в шедевр.

Кино про жизнь

Главный герой фильма, вчерашний студент Нестор Северов не показан фанатиком своего дела, который бросает перспективную работу и идет преподавать в вечернюю школу. По сюжету все банальней. Нестор Петрович просто проваливается на экзамене в аспирантуру

Так он оказывается в рабочей школе, где обучаются взрослые люди, которые по разным причинам не окончили вовремя школу. Нестор становится классным руководителем 9 «А»: «удивительного, прекрасного, сумасшедшего класса».

Один его ученик все время сбегает на танцы, другой скрывает, что давно женат на учительнице. Есть в классе и ученица, которая тайно влюблена в самого Нестора. Поначалу далекий от мирской суеты главный герой начинает жить заботами своих взрослых учеников и сам, благодаря им становится взрослее.

29 апреля 1973 года вышел этот фильм. Почти полвека прошло. Но фильм до сих пор смотрится на одном дыхании. Только мало кто знает, что изначально его хотели снять двухсерийным, а роли исполнять должны были совершенно другие актеры.

Как зарождался будущий фильм

Когда Георгий Садовников в пятидесятых годах написал повесть «Иду к людям», он даже не представлял, какое ее ждет продолжение. Тем более, с фильмом у нее очень мало общего. Разве что вектор движения, связанный с приходом в «вечерку» молодого учителя, тот же самый.

В конце шестидесятых власти СССР начали массовую кампанию по пропаганде массового обучения рабочих с незаконченным средним образованием. Нужно было снять хорошее кино.

Когда Садовникову предложили написать сценарий по своей повести, он легко согласился. Но дальше начался кошмар. Сюжет всем казался скучным, и с легкой руки авторов будущего фильма сценарий начал превращаться в комедию. И вообще от повести практически ничего не осталось.

Писатель был явно против такого поворота событий. У него все было совсем иначе. В его повести герой Евгения Леонова был женщиной - мамой Нелли. Дочь училась в девятом классе, а мама только в четвертом.

Любимец же зрителей Ганжа должен был появиться всего пару-тройку раз в эпизодах в виде хулигана-подростка. А романтических отношений с участием Нестора Петровича, Полины и Федоскина изначально не было и в помине.

Но, в конце концов, писателя уломали написать сценарий, полностью меняющий его повесть. Садовников писал его вместе с режиссером будущего фильма Алексеем Кореневым. И на это у них ушло два года. Перечитав его, Садовников схватился за голову - ничего общего с его повестью.

Кстати, название фильма появилось в самый последний момент. До этого его хотели снимать, как «Приключения школьного учителя». Но когда об этом написали в газету, со всей страны полетели сотни писем от разгневанных учителей, уверяющих, что их работа мало похожа на приключения.

Режиссер испугался, что фильм вообще запретят, но в итоге все обошлось просто сменой названия. Внутри съемочной группы устроили конкурс. Главный приз, бутылку коньяка, выиграл оператор картины Анатолий Мукасей.

Актерская чехарда

Звезда легендарного МХАТа Анастасию Георгиевскую и Михаила Яншина режиссер пригласил в фильм первыми и без всяких вопросов. С остальными было, мягко говоря, сложней. На главную роль Нестора Петровича претендовали Андрей Мягков, Константин Райкин, Евгений Карельских и Михаил Кононов.

Режиссер отдавал предпочтение Мягкову, но потом между ними случилась ссора. Мягков хотел, чтобы вместе с ним в роли Светланы Афанасьевны снималась его супруга Анастасия Вознесенская. Но та пробы провалила. И закативший целую истерику артист из проекта ушел, громко хлопнув дверью.

Что касается Кононова, ему вообще не нравился сценарий. И согласился он лишь потому, что у него был перерыв между другими съемками. Да и то он считал эту роль проходной.

На роль Ганжи приглашали Станислава Садальского, Александра Филипенко и Юрия Векслера. Им разослали сценарии, но Векслеру он не пришелся по душе. И он попросил свою жену Светлану Крючкову вернуть его на киностудию. Актриса приехала туда, и увидев ее, режиссер тут же предложил ей роль Светланы Афанасьевны.

Однако, во время пробных съемок одной из сцена актриса до крови прокусила палец Александру Збруеву, ставшему Ганжой. Коллеги здорово поругались, и Збруев якобы сказал, что не хочет такую «жену». Тогда Коренев предложил Крючковой перевоплотиться в Нелли Ледневу.

А Збруев и после изрядно помотал нервы режиссеру. Например, он наотрез отказался носить рабочую робу, и его герой стал модником, разгуливающим по стройке в дорогой замшевой куртке.

Киноляпы знаменитого киношедевра

Несмотря на то, что в фильме снималась целая россыпь звезд, а над картиной работали опытные мастера, не обошлось и без киноляпов. Самый заметный из них случился с Ганжой. Получив травму, он появлялся на экране с перебинтованной левой, то с правой рукой.

Эту неточность потом киношники обнаружили. Но возвращаться в Ярославль на шинный завод, восстанавливать декорации медкабинета и переснимать всю сцену уже не хотелось, поэтому оставили как есть.

Другой неточностью можно назвать наличие в фильме учителя физкультуры. Только вот в рабочих вечерках такого предмета не было. Ученикам-работягам она была точно не нужна.

А еще внимательные зрители могут заметить, что в одной из сцен Ганжа и Леднев пьют вместо пива квас, а в другой сцене школа меняет облик. В первый рабочий день Нестор Петрович проходит мимо квадратных окон школы, открывает глухую дверь и… оказывается в совершенно другом здании с застекленными дверями и арочными окнами.

Шероховатости съемочного процесса

Согласно сценарию, в фильме должен был петь Ганжа. Но лишь после начала съемок выяснилось, что Збруев – артист не поющий. Ломая голову над переделкой сюжета, однажды утром режиссер услышал чье-то пение из гостиничного номера.

Оказалось, это напевала Светлана Крючкова, которую режиссер тут же познакомил с композитором Эдуардом Колмановским, который и написал специально для актрисы знаменитый романс «Черное и белое».

Вообще, многое ломалось уже во время съемок. Например, изначально планировались две серии. Но черновой сюжет понравился чиновникам, и они выделили дополнительный бюджет.

Киношники были этому рады, поскольку было много сцен, которые в две серии просто не вмещались. Но даже с расширенным бюджетом приходилось экономить, и не все, что задумали, удалось реализовать.

Например, в фильм так и не вошел смешной эпизод со спектаклем «Евгений Онегин», который ученики показывали в финале киноленты. Евгением был Тимохин, а Татьяну должна была играть Коровянская. Но та неожиданно испугалась и сбежала прямо перед выходом!

Текст наизусть знал только Нестор Петрович. Пришлось ему надевать капор и кринолины и идти на сцену к ничего не подозревающему Тимохину. Члены съемочной группы животы надорвали от увиденного. Но зрители эту сцену так и не получили.

Спасение утопающих и попытки флирта

Наверное, многие зрители будут помнить сцену, в которой Нестор Петрович изображает тонущего. Только дело в том, что все произошло по-настоящему, и актер действительно едва не утонул. Кононов очень плохо плавал, но постеснялся в этом признаться. В итоге чуть не произошла трагедия. Слава богу, его успели вытащить на берег.

Ну, и какой же съемочный процесс без флирта и ухаживаний? Во время съемок «Большой перемены» возник в некотором роде «любовный треугольник». Режиссер Коренев пытался ухаживать за Натальей Гвоздиковой, игравшей Полину.

Но ей тот не нравился, и чтобы отвадить его от себя, актриса позволила другому ухажеру, Крамарову, провожать ее до дома, дарить цветы и надеяться на близость. Но зная, насколько Савелий был охоч до женского внимания, Гвоздикова и его предпочла держать на «коротком поводке», но без допуска к телу.

В общем, много чего было интересного во время создания этого фильма. Но главное в том, что и спустя почти полвека от этой картины не оторваться. Одним словом - шедевр!

Источник фото: Кадры из фильма/Кинопоиск
x