Ан-225: как «холодная война» послужила созданию самого большого в мире самолета - Inc News
, автор: Быстрова А.

Ан-225: как «холодная война» послужила созданию самого большого в мире самолета

«Мрия» продолжает поражать авиалюбителей со всех концов света

Первый полёт на самолете, выполненный братьями Райт над ветреным пляжем Китти-Хок в Северной Каролине в 1903 году, прошел на высоте 26,5 метров. Этот исторический полет полностью поместился бы в грузовой отсек Ан-225 «Мрия», крупнейшего в мире самолета.

Обладая шестью турбовентиляторными двигателями и размахом крыльев почти по длине футбольного поля, этот нежный небесный гигант может перевозить гораздо большие и тяжелые грузы, чем любой другой самолет, и является уникальным в мире авиации, поскольку представляет себя пока всего в одном экземпляре.

Любимый среди наблюдателей самолетов по всему миру, Ан-225 привлекает толпу всякий раз, когда посещает аэропорт во время одной из своих редких и часто впечатляющих работ с тяжелыми грузами.

«Он выглядит великолепно во время взлета и посадки. Он как будто медленно «вплывает» в воздух своими гигантскими размерами», - сказал Илья Гринберг, эксперт по советской авиации и профессор инженерного дела в Государственном университете Буффало, в интервью каналу CNN. «Его можно легко сфотографировать с помощью любого типа камеры, и он выглядит очень эффектно под любым углом. Я думаю, что это действительно чудо инженерной мысли», - добавил он.

Недавно самолет был использован для доставки рекордных количеств грузов защитного снаряжения, направленного на борьбу с COVID-19. Но его первоначальная миссия была совершенно иной: Ан-225, рожденный в годы холодной войны, был разработан для участия в советской космической программе.

Новая эра в освоении космоса началась в апреле 1981 года, когда первый космический челнок вышел на орбиту из космического центра Кеннеди во Флориде. Его большой грузовой отсек был характерным для Пентагона, который использовал шаттл в нескольких секретных миссиях для отправки военных спутников на орбиту. СССР воспринимал эту способность как угрозу и хотел свою конструкцию, способную сделать то же самое.

Результатом стал Буран, советский шаттл, который удивительно напоминал своего американского коллегу, вплоть до черно-белой окраски.

Но был ли это прямой клон или просто результат одинаковых для всех законов аэродинамики, у Бурана и его ракеты-компаньона Энергия возникла материально-техническая проблема: как доставить космический корабль с заводов в окрестностях Москвы на Байконур - космодром, расположенный на расстоянии в 2092 км в южном Казахстане, с которого отправлялись в космос все советские космические миссии?

Вместо того, чтобы строить новую автостраду через реки и горы, советские инженеры попросили киевское конструкторское бюро Антонова создать новый транспортный самолет, способный осуществлять воздушную перевозку шаттла и его ракеты. Он также должен был использоваться для доставки «Бурана» обратно на Байконур, когда он приземлится на резервной площадке, а не на космодроме после возвращения с орбиты.

Конструкторское бюро Антонова использовало как базис своей новой модели Ан-124 Руслан, сам по себе уже очень большой самолет, больше, чем Боинг 747-400. Общий размер Ан-225 был значительно увеличен с целью удвоения грузоподъемности. Среди видимых улучшений была дополнительная пара двигателей, в результате чего общее количество достигло шести, и более длинное шасси, которое увеличило число колес до колоссального количества 32. Был также добавлен новый двойной хвост с вертикальным стабилизатором увеличенного размера.

Получившийся в результате лайнер был назван Ан-225 «Мрiя». «Мрiя» - это украинское слово «мечта». Новый Ан был первым советским самолетом, который получил название на украинском языке», - сказал Гринберг.

Конструкторское бюро Антонова старалось работать быстро, чтобы произвести законченный самолет всего за три с половиной года, но оно не могло поспевать за развитием Бурана, поэтому было выбрано временное решение: адаптация парка старых бомбардировщиков 3М-Т для транспортировки космического корабля в разобранном виде.

Когда Ан-225 был наконец готов, он уже не смог догнать ход истории, даже несмотря на свои фантастические размеры: и Буран, и Ан-225 впервые полетели в конце 1988 года, за год до падения Берлинской стены, предвещавшего крах Советского Союза.

В результате программа Буран была отменена после всего одной официальной миссии, и самолет Ан-225 в конечном итоге стал перевозчиком в стиле челночного автобуса всего после десяти испытательных полетов.

Невероятное предложение превратить лайнер в летающий отель с люксами и бассейнами и местами для 1500 гостей никогда не превратилось в реальность, и Ан-225 оказался в ангаре, где его разделили на части, ржавевшие много лет.

В 2001 году Ан-225 был очищен от пыли и ржавчины, полностью обновлен современным оборудованием и снова введен в эксплуатацию. По словам конструкторского бюро Антонова, в том же году он установил 124 мировых рекорда, в том числе по грузоподъемности, высоте полета с грузом и поднятию груза на высоту.

«Это произошло в день трагедии 11 сентября 2001 года, и поэтому все эти записи остались незамеченными. В тот день пять боевых танков, каждый весом 50 тонн, служили контрольным грузом. И они сами въехали в грузовую кабину», - сказал Гринберг.

Компания стала получать заказы на доставку грузов, которые были недоступны для Ан-124, известного как «младший брат Ан-225». «Мы быстро поняли, что существует растущий спрос на негабаритные или чрезвычайно тяжелые грузы», - сказал Виталий Шост, старший заместитель директора компании «Антонов». Он отметил, что Ан-225 способен вместить до 950 кубометров груза, по сравнению с 750 для Ан-124 и 650 для Боинга 747. С тех пор лайнер побил множество рекордов по грузоподъемности.

В апреле 2020 года Ан-225 добавил к своим достижениям еще одно – самолет доставил 100 тонн защитного снаряжения от COVID-19, лекарств и медицинских тестов из Тяньцзиня, Китай, в Варшаву, Польша (с остановкой для дозаправки в Казахстане). «Мы не ожидали, что самолет будет вовлечен в это дело, потому что груз не был стандартным типом перевозки для Ан-225, но из-за отсутствия транспортной доступности наши клиенты попросили осуществить этот рейс. За два с половиной месяца мы выполнили 10 рейсов из Китая в разные точки мира», - сказал Шост.

Тот факт, что Ан-225 является единственным в своем роде, только добавляет ему загадочности. «Этот самолет - наша гордость и радость, визитная карточка компании Антонов и самой Украины», - сказал Шост. «Впервые я увидел его, когда был школьником, и был настолько впечатлен этим, что не мог поверить, что это действительно может летать. Теперь я уверен, что это так», - подчеркнул он.

Антонов постоянно модернизирует Ан-225, чтобы соответствовать международным правилам и требованиям к полетам. Компания заявляет, что самолет будет находиться в эксплуатации еще как минимум 25 лет. Это хорошая новость для любителей авиации и наблюдателей за самолетами, которые появляются в массовом порядке при каждом его появлении в аэропортах мира.

Источник: gettyimages.comИсточник фото: gettyimages.com
x