, автор: Дмитриев Ю.

Трагедии, путаны, пьяные драки и эротика: как снимали «Белое солнце пустыни»

Не известные ранее факты со съемок всенародного любимого фильма, говорят о том, что порой они были не менее остросюжетными, чем сама картина.

Лента режиссера Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни» вышла в широкий прокат весной 1970 года. Фактически первый советский вестерн мгновенно стал популярным, актеры - знаменитыми, а многие их цитаты - крылатыми. Но как создавался этот фильм, зрители, конечно, не знали. А там случалось всякое.

Спасти гарем.

Этот любимый миллионами зрителей фильм мог называться «Басмачи». Однако, напоминающий банальный боевик сценарий не был утвержден.

Переписать сценарий поручили Валентину Ежову и Рустаму Ибрагимбекову. Те, прежде, чем сесть писать, пообщались со многими ветеранами Гражданской войны, пытаясь поймать нить будущей работы.

Это удалось сделать после случайно услышанной истории о том, как один бандитский вожак, спасаясь от красных, бросил на произвол судьбы свой гарем.

Вот как раз вокруг этой истории и начали работать сценаристы, постепенно пополняя свой труд все новыми и новыми сценами.

Но даже после того, как сценарий утвердили, фильм планировалось назвать «Спасите гарем!». В «Белое солнце пустыни» картина превратилась позже.

Все профессии нужны.

Съемки фильма проходили в разное время и в разных регионах большой страны: в поселке Мистолово Ленинградской области, в Дагестане, в Таджикистане и Туркменистане.

Самой большой проблемой для автором ленты оказалось найти кандидаток на роль… наложниц гарема Абдуллы. В республиках Средней Аззи все местные жительницы наотрез отказывались их играть.

Поэтому искали по всему Советскому Союзу. Начали с молодых актрис, а потом принялись перебирать уже всех подряд. В результате по своему актерскому статусу коллектив гарема оказался почти никакой. А вот по уровню IQ другого такого гарема в мире, пожалуй, и не было.

Среди наложниц лишь Татьяна Ткач была актрисой. Старшую жену Саида сыграла искусствовед Светлана Сливинская, колоритную девушку с усами Зарину - инженер Алла Лименес, а роль Зульфии досталась… путане Зинаиде Рахматовой, которая «трудилась» в гостинице «Астория». Хотя, понятно, что нигде основная профессия «Зульфии» в документах не афишировалась.

Что любопытно, Зинаида оказалась дамой с характером, и однажды поругалась с режиссером из-за того, что на съемках она получает меньше, чем на обычной «вахте».

Девушка уехала со съемочной площадки, но так как другого выбора у киношников не было, им пришлось ждать, пока «ночная бабочка» обслужит клиентов в гостинице, а потом ехать за ней и уговаривать вернуться.

Трагедия, пьянство и драки с поножовщиной.

Бюджет фильма был более чем скромный – 650 тысяч рублей. С учетом географии съемок, этого было явно мало. Поэтому экономили на всем, на чем только можно.

Соответственно, киношникам не хватало профессионального оборудования для опасных сцен. Даже съемочный кран пришлось мастерить из подручных материалов.

А при съемках одной из сцен, сложного конного трюка, погиб актер-каскадер. Было разбирательство, следствие. Ведь на лицо нарушения техники безопасности. Но что самое обидное, потом эти сцены из картины вырезали.

Хромала на съемках и дисциплина. Особенно, когда наступал вынужденный перерыв из-за азиатских песчаных бурь в пустыни. Актеры, несмотря на запрет, срывались в город, искали кабаки и приключений на свою «пятую точку».

Николай Годовиков, исполнивший роль Петрухи, и Павел Луспекаев, сыгравший таможенника Верещагина, нередко в подпитии устраивали потасовки с местными жителями.

Однажды из-за Годовикова даже пришлось на двое суток отменять съемки, ибо после очередной потасовки его лицо было сплошь в синяках, которые не удалось скрыть даже гримерам.

А Павел Луспекаев однажды и вовсе едва не погиб. Разнимая дерущихся в ресторане, получил от местного забияки кинжалом в лицо. Ему рассекли бровь, из-за чего рана все время кровоточила.

И эта травма оказалась потом в кадре, когда Мотыль придумал сцену, в которой от выстрела разбивается стекло и осколок якобы ранит героя.

Спаситель Брежнев.

Удивительное дело, но эту великолепную картину советские зрители могли никогда не увидеть. Уже когда были закончены съемки, чиновники стали все настойчивей требовать закрыть проект. Мол, какой-то фильм получается не совсем советский, не совсем патриотический.

Но однажды черновой вариант картины абсолютно случайно попал к тогдашнему советскому лидеру Леониду Брежневу, большому любителю американских вестернов. Увиденное ему понравилось, и он даже спросил – почему ленты до сих пор нет в прокате? Все барьеры были сметены, фильму дали зеленый свет.

Поклонницы товарища Сухова.

После сумасшедшего успеха картины актер Анатолий Кузнецов стал одним из главных секс-символов СССР. Письма от фанаток на его имя шли мешками. Многие предлагали себя в жены или в любовницы.

Но Кузнецов считал себя порядочным человеком, в отличие о одного его приятеля, очень на него похожего. И вот этот товарищ, прихватив у актера пачку писем от его поклонниц, начал с ними от его имени переписываться, встречаться и… соблазнять.

Кузнецов узнал об этом случайно. Однажды он получил письмо от некой дамочки, которая писала, что разводится с мужем, и через месяц переезжает к нему, «как они ранее и договаривались». Актер устроил нагоняй приятелю, и с тех пор письма от поклонниц больше никому читать не давал.

Счастливый талисман космонавтов.

Еще с советских времен картина стала культовой среди космонавтов. Каждый из них перед отправкой в космос обязательно ее смотрел. Считается, что фильм настраивает на позитивный лад. Но среди космонавтов «Белое солнце пустыни» - настоящий талисман удачи. После появления этой ленты ни один из космонавтов не погиб.

И пусть из окончательной версии фильма под давлением чинуш исчезло большинство сцен с драками, перестрелками и погонями. Пусть «клубничка», которая весьма отдаленно напоминала эротику, тоже исчезла, уступив место лирическим сценам.

Например, известно, что не дали «зеленый свет» сцене, в которой одна из жен помогает раздеваться другой, готовя ее к встрече с Абдуллой. Такая же участь постигла и кадр, в котором полуобнаженная красавица кормит Абдуллу виноградом из своих рук.

Но все равно фильм получился классным. Таким классным, что на одном дыхании смотрится даже сегодня. Хотя с момента его появления прошло уже полвека.