Женщины-дирижеры: Уже правило, а не исключение, на мероприятиях классической музыки - Inc News
, автор: Быстрова А.

Женщины-дирижеры: Уже правило, а не исключение, на мероприятиях классической музыки

В Париже прошел конкурс будущих вдохновительниц симфонических оркестров

В мире оркестрового дирижирования все еще преобладают мужчины. В Соединенных Штатах всего около 9% крупных оркестров возглавляют женщины. В Европе - менее 6%.

Основатели парижской организации La Maestra решили изменить эту ситуацию, продвигая таланты начинающих женщин-дирижеров на своем первом конкурсе, который прошел в середине сентября. Из более чем 200 претендентов, 12 женщин-дирижеров со всех четырех континентов боролись за три главных приза, включая денежные средства, наставничество и серию концертов с оркестрами во Франции и за рубежом.

«Люди говорят: «Действительно ли необходимо давать эти возможности женщинам? Это кажется дискриминационным по отношению к мужчинам», - сказал Марин Олсоп, судья конкурса, который руководит как Балтиморским симфоническим оркестром, так и симфоническим оркестром Венского радио ORF.

«Все, что я могу сказать, это то, что у мужчин были сотни лет, чтобы открыть двери женщинам, но они решили не делать этого. На самом деле речь идет не о конкуренции. Речь идет о создании сообщества и системы поддержки для этих женщин, чтобы они могли расти и становиться великими артистами, в своих собственных правах».

Глэдисмарли Вадель, 25-летняя дирижер из Венесуэлы, играющая на скрипке с 4 лет, вышла в полуфинал парижского конкурса. Поездка на соревнования ознаменовала ее первый выезд из страны и первый полет на самолете.

«Я люблю скрипку в оркестре - я обожаю ее», - сказала Вадель. «Но когда я играла, я чувствовала какую-то пустоту. Чего-то не хватало, пока однажды я не пошутила с друзьями, говоря им: « Я буду подражать дирижеру, а вы будете моим оркестром». Я тогда просто шутила, но кто мог знать, что сегодня стать дирижером станет моим вдохновением?».

Шесть полуфиналистов получили по 50 минут дирижирования Парижским оркестром произведений Бетховена, Шумана и других знаменитых композиторов. Изначально конкурс был запланирован на март, но пандемия вызвала его задержку. Перенесенное мероприятие представляло собой сокращенный оркестр на сцене и аудиторию в масках. Но Клэр Жибо, одна из основательниц La Maestra, говорит, что дирижеры все еще сталкиваются с проблемами.

«Путешествовать было сложно, и некоторые из конкурсантов не смогли приехать. Другие оказались немного хрупкими и стеснительными для дирижирования», - сказала Жибо.

По словам Вадель, чтобы руководить оркестром, нужно излучать определенную уверенность. «Если оркестр почувствует доверие дирижера, они поверит вам», - сказала она. «И они смогут делать все, что вы хотите передать. Это самое главное».

Коллега-полуфиналист Стефани Чилдресс продемонстрировала знания и авторитет намного старше своего 21 года. Франко-британский дирижер напомнил музыкантам, что Шуман внес поправки в свою партитуру незадолго до того, как попасть в приют.

«Это бурное произведение, которое он редактировал в очень неспокойные времена. Я думаю, что это большая часть работы дирижера - вы должны не только разбираться в технических аспектах вещей, но и быть в некоторой степени харизматичными, а также увлеченными музыкой, чтобы вы могли привить это людям вокруг вас».

Чилдресс, родителей которой она описывает как старых рокеров, выросла, слушая Queen и Тину Тернер. Она побывала на своем первом концерте классической музыки в возрасте 4 лет, где услышала, как потрясающий по жанрам скрипач Найджел Кеннеди играет «Времена года» Вивальди. «Он все делал так энергично и весело, что я подумала: «Вау, мир классической музыки кажется довольно интересным», - сказала она.

Достигнуты определенные успехи в постановке женщин на дирижерские посты. Но Жибо, которая была первой женщиной, которая возглавила миланский оркестр Ла Скала и Берлинский филармонический оркестр, говорит, что мы не можем позволить себе ждать еще 50 лет, пока все наладится.

«Мы разослали вызов всему миру с очень строгими критериями», - говорит она. «Мы пригласили 220 кандидатов из 51 страны. Все они были великолепны, и выбрать было действительно сложно», - сказала она.

Второе место жюри присудило Стефани Чайлдресс, а главный приз достался Глэдисмарли Вадель. Все участники будут продолжать получать поддержку и советы от La Maestra, чтобы привлечь больше внимания к талантливым женщинам-дирижерам.

Источник: lamaestra-paris.comИсточник фото: lamaestra-paris.com
x