Насколько наши гены ограничивают свободу воли? - Inc News
, автор: Быстрова А.

Насколько наши гены ограничивают свободу воли?

Эпигенетика - относительно новая область науки, которая показывает, насколько взаимосвязаны заложенные природой основы и обучение человека

Многие из нас считают, что мы хозяева своей судьбы, однако новое исследование показало, до какой именно степени мы ими являемся.

У современных ученых появилась возможность расшифровать наш индивидуальный генетический код, последовательность из 3,2 миллиарда «букв» ДНК, уникальных для каждого из нас, которая формирует так называемый «план» для нашего мозга и тела.

Эта последовательность показывает, какая часть нашего поведения имеет сильную биологическую предрасположенность. Исследования показали, что гены могут предрасполагать не только наш рост, цвет глаз или вес, но также нашу уязвимость к психическим заболеваниям, долголетию, интеллекту и импульсивности. Такие черты в той или иной степени записаны в наших генах.

Большинство генов определяют морфологию и функционирование нашего мозга за 20 недель до рождения. Мы все чаще сталкиваемся с перспективой того, что предрасположенность к более сложному поведению аналогичным образом заложена в нашем мозгу. К такому типу поведения относится, например, какую религию мы выбираем, как мы формируем нашу политическую идеологию и даже как мы выбираем себе друзей.

Есть и другие способы, которыми наши жизненные истории могут передаваться из поколения в поколение, помимо того, что они вписываются в нашу ДНК.

«Эпигенетика» - относительно новая область науки, которая может показать, насколько взаимосвязаны природа и воспитание. Он смотрит не на изменения самих генов, а на «метки», которые накладываются на гены из жизненного опыта и которые изменяют то, как наши гены выражаются.

В одном исследовании изучались эпигенетические изменения у мышей. Мыши любят сладкий запах вишни, поэтому, когда ветер достигает их носа, в мозгу загорается зона удовольствия, побуждая их суетиться и искать угощение. Исследователи решили связать этот запах с легким поражением электрическим током, и мыши быстро научились замирать в ожидании очередного удара.

Исследование показало, что эта новая память передавалась из поколения в поколение. Внуки мышей тоже боялись вишни, хотя сами не испытали на себе удары током. ДНК их предков изменила свою форму, оставив отпечаток опыта, переплетенный в генах.

Конечно, было бы неправильно утверждать, что наша жизнь определяется генами с которыми мы родились и воспоминаниями, переданными от наших бабушек и дедушек. К счастью, возможности для изменений еще есть.

Когда мы чему-нибудь учимся, между нервными клетками формируются новые связи. По мере того, как новый навык отрабатывается или обучение возобновляется, связи укрепляются, и обучение закрепляется в памяти. Если память многократно «тренируется», она становится маршрутом по умолчанию для электрических сигналов в мозгу, а это означает, что выученное поведение становится привычкой.

Возьмем, к примеру, езду на велосипеде. Когда мы родились, мы не умели ездить на нем, но методом проб и ошибок и нескольких синяков мы научились справляться с удержанием равновесия и теперь даже не думаем о нем, все происходит автоматически.

Подобные принципы создают основу как для восприятия, так и для навигации. Мы создаем и укрепляем нейронные связи, когда перемещаемся по окружающей среде и вызываем наше восприятие пространства, которое нас окружает.

Но есть загвоздка: иногда наши прошлые знания закрывают нам глаза на будущие истины. Посмотрите видео ниже - мы все стремимся видеть лица в обычной и привычной нам среде. Это предпочтение заставляет нас игнорировать теневые подсказки, говорящие нам, что это задняя часть маски. Вместо этого мы полагаемся на проверенные маршруты в нашем мозгу, в данном случае генерируя изображение лица.

Биологический детерминизм, идея о том, что человеческое поведение полностью врожденное, справедливо заставляет людей нервничать. Отвратительно думать, что ужасающие деяния в нашей истории совершались людьми, которые были бессильны их остановить, потому что это вызывает опасения, что они могут повториться снова.

Возможно, вместо этого стоило бы думать о себе, как об индивидуумах неограниченных только нашими генами. Признание биологических факторов, влияющих на нашу индивидуальность, может дать возможность лучше объединить наши сильные стороны и использовать когнитивную способность для формирования новых нейронных связей. А это, в свою очередь, напрямую связано с обучением.

Таким образом, хотите иметь свободу воли? Тогда, как говорил В.И. Ленин: «Учиться, учиться и еще раз учиться!». Другого пути ученые пока не нашли.

Источник: yahoo.comИсточник фото: yahoo.com
x