В России началась масштабная распродажа - Inc News
, автор: Чуликова Е.

В России началась масштабная распродажа

Продавцы и эксперты ожидают рекордного количества заказов и продаж. Но призывают покупателей не попадаться на уловки мошенников

В этом году «Чёрная пятница» проходит в России в седьмой раз. Традиционно большинство магазинов начинает распродажу ещё в начале недели. При этом некоторые открыли pre-sale даже раньше - почти за две недели до главного события, например, интернет-площадки Ozon и Яндекс.Маркет, а также магазин электроники «Связной».

Сам термин «чёрная пятница» появился в США в 1960-х годах как неформальное название пятницы после Дня благодарения для обозначения начала сезона праздничных покупок перед Рождеством. Позже распродажи стали популярны во всем мире и проводятся ежегодно.

«Наша «Чёрная пятница» все больше приближается к своему американскому аналогу. Со всех сторон сейчас пестрят объявления с предложением что-то приобрести, - заявил ТАСС президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артём Соколов. - Можно ожидать, что «Чёрная пятница» побьёт рекорды прошлого года по объёму оформленных заказов и продаж». По данным АКИТ, 17,4 млрд рублей заработали ритейлеры на онлайн-заказах в «Чёрную пятницу» в 2018 году.

Согласно результатам совместного исследования Яндекс.Маркета и агентства GfK Rus о «Чёрной пятнице» знают 97% всех онлайн-покупателей в России. При этом в 2018 году покупки в эту распродажу совершали 35% из них.

Средний чек

Представитель Ozon Павел Кобелев отметил, что средний чек заказа в «Чёрную пятницу» выше «обычного» на 10-15%, при этом каждый третий клиент, совершивший покупку в период распродажи, возвращается за повторными заказами. «По нашим прогнозам, к концу распродажи выручка от «Чёрной пятницы» вырастет минимум в 2,5 раза относительно среднего показателя в течение года. Топ-3 самых популярных категорий по объёму выручки в этот период традиционно представлен электроникой, одеждой и детскими товарами. Есть и другие драйверы роста выручки - продажи мебели выросли в 6 раз, спортивных товаров - в 3,5 раза, продуктов питания - в 2,5 раза относительно аналогичного периода прошлого года», - отметил он.

Как сообщила коммерческий директор «Блэк Фрайдэй» Светлана Харабурова, средний чек держится в пределах 3-3,5 тыс. рублей. Согласно опросу среди 2,6 тысяч участников площадки, более 40% готовы тратить на распродаже в этом году сумму свыше 10 тыс. рублей. Такую же сумму, по данным исследования Райффайзенбанка, готовы потратить в этом году 41% из порядка 2 тысяч опрошенных.

Традиционный ритейл и онлайн-площадки

Если в США «Чёрная пятница» начиналась в розничных магазинах, а уже затем перешла в онлайн, то в России, напротив, она стартовала лишь в 2013 году в интернете. При этом «Чёрная пятница» (Black Friday) была даже зарегистрирована одной из интернет-площадок в качестве товарного знака, пока АКИТ не добилась признания бренда общественным достоянием.

В этом году участие в акции на площадке «Настоящая Чёрная Пятница», которую организовали Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК), Региональный общественный центр интернет-технологий (РОЦИТ) и АКИТ, подтвердили 100 интернет-магазинов России и мира. Организатор «Настоящей Чёрной Пятницы» Мария Комендантова рассказала, что в этом году на площадке помимо уже традиционных скидок на электронику, одежду, товары для дома и животных, парфюмерию, покупатели впервые получат скидки на товары для популярной компьютерной игры в жанре аркадного симулятора морских сражений, скидки на аксессуары и предметы искусства.

По словам АКИТ и организаторов «Настоящей чёрной пятницы», в этом году много предложений от фуд-ритейлеров. «Фуд-сегмент в целом демонстрирует бурный рост и развивается стремительно, так что будет интересно проанализировать их результаты по итогам акции», - отметил Соколов.

Как ожидает организатор площадки blackfridaysale.ru компания «Блэк Фрайдэй», в акции на площадке примут участие более 200 магазинов и онлайн-сервисов. На площадке впервые появятся предложения от компаний, специализирующихся на проектировании и строительстве загородных домов, а также домашнем интернете и телевидении.

При этом главной тенденцией АКИТ считает проникновение акции в общественную жизнь. «Главная тенденция, что акция стала жить сама по себе. Даже если мы ничего не будем делать в этот день, к нам всё равно придут клиенты и спросят: у вас никаких нет для нас промо», - отметил президент АКИТ, добавив, что всё больше представителей традиционного ретейла присоединяется к акции. «Если несколько лет назад акция зарождалась больше как онлайновая, то сейчас она уже настолько стала популярной среди потребителей, что ее подхватил весь офлайновый сегмент», - сказал он.

Представитель Ozon Павел Кобелев согласился, что онлайн-магазинам приходится учитывать интерес офлайн-магазинов к распродаже. В этом году Ozon запустили оперативный мониторинг цен в традиционном ритейле.

Предпочтения покупателей

На Яндекс.Маркете, согласно исследованию, в прошлую «Чёрную пятницу» спрос больше всего вырос на «умную» технику, шины, строительные и отделочные материалы, мелкую технику для приготовления блюд, наушники и Bluetooth-гарнитуры. Аудитория АШАН также наибольший интерес в период «Чёрной пятницы» проявляет к техническим товарам, сообщили в пресс-службе ритейлера.

При этом магазины, сообщил Соколов, получают благодаря акции на 30-50% больше заказов (в 2018 году ритейлер Wildberries стал рекордсменом по этому показателю), «для маленьких магазинов на 100-600%». С АКИТ соглашается руководитель кластера e-commerce Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Иван Кургузов, по словам которого, в зависимости от товарной категории, «Чёрная пятница» может дать до 5-8% дополнительного прироста годового оборота.

По словам представителя re: Store Людмилы Сёмушиной, помимо акционных моделей, люди покупают и товары без скидки в этот период. «В этот период онлайн-трафик растет существеннее, чем в рознице, в два-три раза по сравнению с обычными продажами», - отметила она, сообщив, что в re: Store «наиболее существенный рост продаж показывают аксессуары, потому что на них самые большие скидки в «Чёрную пятницу».

Скидки становятся честнее

Средняя скидка при покупках на Яндекс.Маркете в этот период составляет 30-40%, а на отдельные категории может достигать 70%. Онлайн-ритейлер Wildberries будет предлагать скидки до 95%, ИКЕА до 50%, а магазины «М.Видео» и «Эльдорадо» - до 70%. Поможет в обеспечении честной распродажи «Настоящая Черная Пятница», которая обещает открыть горячую линию для покупателей и проведет выборочный мониторинг магазинов на предмет искусственных скидок, а на Яндекс.Маркете можно будет посмотреть динамику скидок.

При этом, по словам президента АКИТ Артема Соколова, искусственных скидок (ред. - когда перед распродажей цена искусственно завышается, и итоговая стоимость со скидкой незначительно отличается от обычной) становится меньше, чему способствует работа ритейлеров с брендами по совместному продвижению. А сохранение традиции распродаж, подобных «Чёрной пятнице», должно помочь преодолеть покупательский скепсис по отношению к скидочным кампаниям.

«Часть покупателей еще сохраняет скепсис и с опаской относится к скидкам, и тем важнее для нас продолжать развивать традицию распродаж и обеспечивать прозрачность их проведения, повышая доверие к ним со стороны покупателей. Это полезно и для покупателей, и для ритейлеров, и для развития рынка», - заключил президент АКИТ.

Роспотребнадзор фиксирует рост жалоб

Как рассказали в Роспотребнадзоре, в период больших распродаж происходит рост количества обращений, связанный с тем, что в период ажиотажа и большого количества покупок у потребителей нет возможности оценить состояние, качество, маркировку товара, проверить его исправность, соответствие описанию.

«Возрастает количество вопросов, связанных с тем, что купленный товар не является новым, имеет признаки эксплуатации, ремонта, не укомплектован. Также традиционно потребители интересуются алгоритмом возврата товара, который им не подошел, многие жалобы касаются нарушения сроков доставки», - пояснили в ведомстве.

Мошенничество в «Чёрную пятницу»

По словам представителя Ozon Павла Кобелева, в период масштабных акций зачастую активизируются мошенники.

«Мы призываем пользователей быть бдительными. Например, могут рассылаться фальшивые сообщения от банков в духе «ваша оплата за покупки в магазине Х проведена. Если вы ее не совершали, позвоните по телефону У». Таким образом у покупателей пытаются выманить данные банковских карт для хищения денежных средств и для весомости могут использовать известный бренд магазина», - рассказал Кобелев.

Еще один способ мошенничества - рассылка писем о скидках в 99%, похожих на рассылку от Ozon или другой площадки. Проверяйте, на какую страницу ведут такие письма, и если адрес сайта вместо Ozon.ru прописан, как oz0n.ru, 07ozon.es или нечто подобное - это письмо от мошенников. Переход по такой ссылке может грозить потерей личных данных, доступа к аккаунтам и, как следствие, денег.

Площадка «Блэк Фрайдэй», напротив, не фиксировала случаи мошенничества на своей площадке. «Иногда бывают недоразумения, но они вызваны не заведомо ложной информацией, а техническими накладками (например, некорректно сработала ссылка или на сайте партнёра вовремя не отобразились анонсированные скидки)», - сообщила коммерческий директор площадки Светлана Харабурова.

x