Итальянский философ: «В самом акте вандализма есть что-то зловещее и тоталитарное» - Inc News
, автор: Быстрова А.

Итальянский философ: «В самом акте вандализма есть что-то зловещее и тоталитарное»

Фабио Чирачи уверен, что человечество не может позволить себе стереть прошлое

Будучи профессором философии Университета Саленто в Италии и одним из ведущих исследователей творчества Артура Шопенгауэра и Фридриха Ницше в Европе, Фабио Чирачи также является автором многих монографий на столь актуальную на сегодня тему расизма. Настоящая публикация является отражением мыслей автора на борьбу протестного движения, как в США, так и за его пределами, с памятниками и другим наследием колониальной эпохи.

Вероятно, мало кто помнит имя величайшего героя Филиппин, того, кому удалось отсрочить испанское колониальное вторжение (по крайней мере, до экспедиции Мигеля Лопеса де Легаспи в 1564 году) на архипелаге Тихого океана.

Лапу-Лапу был правителем одного из островов и наиболее известен за битву на Мактане, которая произошла на рассвете 27 апреля 1521 года. Вождь решительно воспротивился испанским колонизаторам и, несмотря на капитуляцию других правителей, решил продолжать бороться.

Чтобы продемонстрировать силу испанского оружия и подавить сопротивление на корню, известный мореплаватель Фернан Магеллан предложил высадиться на острове и силой принудить мактанцев к подчинению. 27 апреля 1521 года вооружённые и экипированные в доспехи испанцы высадились на острове Мактан. Они сожгли несколько жилищ в прибрежной деревне Булайя, но это только разъярило защитников острова, которые собрав численно превосходящее войско, атаковали Магеллана. В схватке известный мореплаватель, в честь которого теперь даже назван пролив, получил несколько ранений и был убит вождём Лапу-Лапу.

Это эпизод, который на Западе запомнился смертью Магеллана, был описан его современником Антонио Пигафеттой в мемуарах. Туземцы победили знаменитого португальца, а памятники легендарному вождю были построены в городах Себу и Маниле. Даже сегодня филиппинская национальная полиция и служба противопожарной защиты используют его изображение на своих официальных эмблемах.

К чему эта история? Возможно к тому, что человек так уж устроен, что памятники, в основном, ставит победителям. И к тому, что в данный момент на Западе происходит очередная «переоценка ценностей», сопровождающаяся откровенным вандализмом. Сносы исторических монументов в США лишь один из его примеров. Кто-то может заметить, что, мол, статуи Саддама Хусейна ведь тоже были разрушены, как и памятники Муссолини и прочим диктаторам.

Да, это так. Это были символические жесты. Но каков их результат? Действительно, это были понятные реакции, порожденные болью и накопившимися многолетними либо многовековыми страданиями. И, возможно, если мы посмотрим на историю объективно, то и они являются ее частью. Это тоже история, которая вполне может повториться.

И к тому же, если уж символы расистского правления должны быть уничтожены, то в таком случае необходимо будет разрушить и египетские пирамиды, которые были возведены потом и кровью рабов. Мы также должны уничтожить Л'Арко ди Тито в Риме, потому что она все еще несет остатки антисемитского гнета. И так далее.

Но если на мгновение мы попытаемся серьезно задуматься, вдумчивым и абсурдным способом, и представим, что одним щелчком пальца нам удалось «очиститься» от всех следов художественных произведений и других символов, относящихся к расизму, мы бы осуществили на практике наиболее радикальное и опасное удаление истории. Таким образом, не только ошибки прошлого больше не смогут быть запомнены и исправлены, но есть большая доля вероятности, что они будут повторены.

Кроме того, мне бы очень бы хотелось отделить топором добро от зла, чтобы отделить первооткрывателя в Колумбе от фатального западника, который привез с собой рабов в Европу для любопытства испанской короны. Но на самом деле я не могу этого сделать. Так же, как я не могу отделить великого философа в Иммануиле Канте от автора позорной брошюры «Различия рас».

Однако мы не должны принимать все или отвергать все. Мы можем выбирать, и в своем выборе осуждать то, что было неправильно и непростительно, а что нет.

Одна вещь, которую мы точно не можем себе позволить - это стереть прошлое. В этимологии слова «памятник» есть латинское «portare memoria (принести память)» именно потому, что история также должна помнить о зле.

Сегодня важно заняться расизмом не только словами, но и делами. Любая форма безразличия является попустительством и должна быть осуждена. Но мы не должны оправдывать вандализм. Использование человеком как разума, так и сердца обязательно.

Конечно, желательно, чтобы перед памятниками признанных расистов были установлены статуи героев расовой эмансипации и пацифизма; были добавлены таблички, чтобы прокомментировать некоторые цифры. Антирасистское движение нужно строить, оно не может встать на сторону обвинения в невменяемости.

Генрих Гейне однажды написал: «Там, где сжигают книги, в конце сжигают также и людей». В самом акте вандализма есть что-то зловещее и тоталитарное. Поэтому, господа, лучше строить, лучше совершенствовать.

Источник: wikimedia.orgИсточник фото: wikimedia.org
x