Инквизиция и общество в XVII веке - Inc News
, автор: Нестерова А.

Инквизиция и общество в XVII веке

Инквизиция как способ борьбы с ересью

Давно уже прошли те времена, когда людей казнили за инакомыслие и прочие грехи, но ассоциации со словом «инквизиция» закрепились, наверное, в каждом уме. При упоминании этого слова сразу представляется костёр, на котором готовятся сжечь какого-нибудь еретика. Но инквизиция далеко не всегда означает убийство. Она может подразумевать под собой пытки, допросы и иные методы физического и психологического воздействия на жертву.

Инквизиция зародилась на рубеже XII – XIII веков, когда возросло количество инакомыслящих. Причём она была распространена только в католичестве, в других религиях её либо не было вовсе, либо она появилась позднее. Отношение общества к инквизиции было преимущественно настороженным, потому как инквизиции часто подвергались не только отдельные люди, но и целые семьи. Примечательно то, что даже если приговорённый человек умирал, наказание всё равно не отменялось. Оно осуществлялось уже по отношению не к нему, а к кому-либо из его родни (нередко таким образом уничтожался целый род). Одним из способов наказания было изъятие имущества у провинившихся. За счёт этого обогащалась католическая церковь.

Можно предположить, что если инквизиция приносила церкви некое обогащение, то власть регулярно создавала и всячески совершенствовала законы об инквизиции – ведь церковь тесно связана с властью, и, разумеется, церковным деятелям приходилось делиться этими доходами с государством. Последнему было выгодно поощрять инквизицию.

В современном обществе распространено мнение, что целью инквизиции было не столько уничтожение тех, чья религиозная позиция отличалась от общепринятой, сколько уничтожение различных магов и колдунов. Однако общество конца XVI-начала XVII века не было сплошь верующим в паранормальные способности у людей. Инквизиторы должны были осуществлять наказания относительно тех, кто совершал более тяжкое преступление, чем колдовство.

Но неоспоримым является, например, тот факт, что для инквизиции не было каких-либо возрастных, половых или социальных ограничений. Наказание могло постигнуть даже ребёнка. Правда, наказания для детей были чуть более гуманны (если слова «инквизиция» и «гуманность» вообще возможно употреблять по отношению друг к другу), чем для взрослых. Детей (до 16 лет) не подвергали смертной казни. Их лишали наследства (ведь имущество у еретиков отбирали). Также в отношении детей применялись телесные наказания. Иоганнес Потт (1689) упоминал о 9-летней девочке из Ринтела, которую обвинили в сношениях с дьяволом; она была только подвергнута порке, одновременно наблюдая за сожжением своей бабушки.

Сжигали только самых упрямых еретиков, которые, несмотря на прессинг со стороны власти и общества, продолжали придерживаться выбранной позиции. Непосредственно перед сожжением приговорённых к казни душили, чтобы они не имели возможности поменять свою точку зрения.

Долгое время инквизиция действовала от имени церкви. Но та порой была не менее жестока по отношению к еретикам, чем государство. Если человек отрекался от католической церкви, то последняя, в свою очередь, также отрекалась от него. Естественно, выход «из-под крыла» церкви делал еретика более досягаемым для инквизиции, ведь никто уже не мог обеспечить его безопасность. Позднее церковь предоставила возможность светскому суду заниматься вопросами инквизиции. « Объяснение этому следует искать в желании церкви превратить светскую власть в соучастника своих преступлений и одновременно продемонстрировать видимость того, что сама она, церковь, не убивала никого, не проливала крови. И в этом проявились свойственные церковникам ханжество и лицемерие. Еще до учреждения инквизиции церковь стремилась обязать светскую власть преследовать еретиков» (Григулевич И. Р. «Инквизиция»).

Одним из самых известных людей, казнённых за инакомыслие в XVII веке, является Джордано Бруно. Широкий резонанс получило мнение, что инквизиция преследовала и тех, кто был тесно связан с научной деятельностью.

Будучи философом, он неоднократно высказывал свои предположения о вечности бытия и о судьбе Иисуса Христа, чем и навлёк на себя доносы инквизиторам со стороны людей. Но вряд ли эти размышления можно считать наукой (тем более, в те времена философия ещё не была официально признана наукой). Деятельность Джордано Бруно гораздо больше подходила пол определение «оккультизм», который, как известно, противоречил канонам католичества.

Казни мог быть подвергнут любой, чей образ мысли или вид деятельности не соответствовал определённым общепринятым канонам. Примечательно то, что инквизиция никогда не оправдывала свои жертвы, даже если доказательств конкретного обвинения не находилось по прошествии многих лет.

x