Первобытная искренность. О спектакле "Легенда о Хромоножке" Театра им. Е. Вахтангова - Inc News
, автор: Нестерова А.

Первобытная искренность. О спектакле "Легенда о Хромоножке" Театра им. Е. Вахтангова

Премьера состоялась 30 ноября на Новой сцене.

Бывают такие спектакли, от которых, даже ещё не увидев их, знаешь, чего ожидать. Так, идя на постановку по произведению классической литературы, зритель интуитивно понимает, что ему предстоит много размышлять, сопереживать кому-либо из героев, сопоставляя ситуации, в которые попадают они, с собственной жизнью. Посмотревший "Вишнёвый сад" (или "Гамлета", или ещё что-нибудь столь же классическое) зритель, возвращаясь из театра, наверняка в задумчивости проедет нужную остановку. Но он готов к этому. Он предполагает, что это может случиться.

Но бывают и спектакли, к которым не готов. К которым невозможно быть готовым, поскольку это что-то кардинально новое, очень специфическое. "Легенда о Хромоножке" в постановке Владимира Бельдияна — именно такое зрелище. К нему трудно подготовиться заранее и потому, что всяческие древние легенды, мифы и саги — тема "на любителя", и потому, что в России прежде не ставили спектаклей по пьесам норвежского поэта и драматурга Бьёрнстьерне Бьёрнсона. Его пьеса "Хульда-Хромоножка" стала первой, по которой поставлен спектакль в рамках цикла "Театральные параллели. Путешествие в четырёх частях". Теперь ещё трём режиссерам мастерской Римаса Туминаса предстоит создать спектакли по произведениям писателей из тех стран, к культуре которых мы обращаемся нечасто.

Лежащие на сцене камни, дым, имитирующий пыль, нечленораздельные крики героев повествования, смешанные с воем хищных зверей и криком чаек, кровь, трупы — всё это видит зритель уже в самом начале. Тревожную атмосферу усиливает оглушительный бой барабанов и музыка Фаустаса Латенаса. Звяканье мечей, путы из канатов, свежая могила Гудлейка (Денис Бондаренко). В общем, завязка сюжета явно не для слабонервных.

Фото: Театр им. Евг. Вахтангова/ instagram.com/vakhtangov_theatre

Усложняет восприятие действа и то, что в этой чехарде непонятно (или не сразу понятно), кто есть кто. Герои поначалу кажутся одними, но затем предстают в совершенно противоположном свете: Гудрун (Лада Чуровская), например, в начале — убитая горем пожилая мать, а ближе к финалу действа — надменная красавица-королева, для которой (чтобы помочь ей прикурить сигару) слуга высекает искру из камня.

Хромоножка Хюльда (Мария Волкова) — тоже весьма противоречивая героиня: возникшая в начале мысль "Да зачем её жалеть, если, едва похоронив мужа, забывается с любовником?!" сменяется сочувствием: живя среди убийц мужа (между прочим, нелюбимого — кто же интересовался в древние времена мнением и желанием женщины (к тому же, больной...), она не имела возможности жить в буквальном смысле этого слова: бедняжку гнобили, отстраняли от участия в развлечениях (ей приходилось "сидеть, когда все ходили"), а сильная половина семьи пользовалась её безропотностью для удовлетворения своих самых примитивных потребностей. Когда она рассказывает обо всём этом возлюбленному, становится понятной и её страсть, с которой она устремляется в объятия любовника (впервые в жизни реальность совпала с её желанием!) и жажда мести (от хорошей жизни мстить не захочется). Именно из мести она выгоняет из дома родственницу мужа — главную свидетельницу её греха...

Фото: Театр им. Евг. Вахтангова/ instagram.com/vakhtangov_theatre

Вызывает ряд вопросов обилие воды в спектакле — актёры (некоторые — раздевшись по пояс, а некоторые — прямо в одежде) щедро поливают себя из тазов, вёдер и прочих ёмкостей, кувыркаются по сцене, залитой водой настолько, что брызги разлетаются фонтаном (смотреть на это спокойно невозможно — в голове настойчиво пульсирует мысль "они же простудятся!"). Но эта вода не имитирует водоём, да и многократные поливания вряд ли могут олицетворять водную стихию... Создаётся впечатление, что этот приём придаёт дополнительную эффектность происходящему на сцене.

Фото: Театр им. Евг. Вахтангова/ instagram.com/vakhtangov_theatre

На смену язычникам, живущим по принципу "око за око", приходят христиане, не привыкшие мстить в ответ на зло и покорно подставляющие правую щёку после удара по левой, но упустить из виду момент смены религии очень легко — слишком много всего на сцене — героев, воды, огня, крика, шёпота, прочих эмоций...

Такой накал страстей объясняется не только темпераментом древних людей, но и актёрским талантом каждого из тех, кто занят в спектакле (а это преимущественно молодые актёры). Сквозь сценические образы проступает их — если уместен этот эпитет — по-первобытному настоящая любовь к тому, что они делают. Пока существуют актёры, способные так любить свою профессию, говорить о смерти настоящего и глубокого искусства, пожалуй, не стоит.

Фото: Театр им. Евг. Вахтангова/ vakhtangov.ru

А самая эмоциональная и живая героиня "Легенды о Хромоножке" — рыжеволосая Хальгерд (Полина Чернышова). Этот персонаж будет особенно близок юной аудитории — любой подросток без труда узнает себя в этой забавной девчонке с косичками, внутри которой живёт отчаянный борец за справедливость.

Ближайшие показы состоятся 29 декабря, 9 и 23 января. Начало в 19:30. 16+

Источник фото: Театр им. Евг. Вахтанговаvakhtangov.ru
x