Имидж — ничто? О спектакле "Саломея" Театра им. Вахтангова - Inc News
, автор: Нестерова А.

Имидж — ничто? О спектакле "Саломея" Театра им. Вахтангова

Постановка завершила проект "Театральные параллели. Путешествие в четырёх частях".

8 и 10 мая в Театре им. Вахтангова состоялись премьерные показы спектакля "Саломея" — четвёртого из юбилейного цикла "Театральные параллели. Путешествие в четырёх частях", открывающего зрителю завораживающий мир произведений драматургов, в разное время оказавших влияние на Евгения Багратионовича Вахтангова.

Это произведение Оскара Уайльда не впервые адаптируется для сцены — свои "Саломеи" есть у многих театров (благо уже прошли времена, когда пьеса была запрещена в России и Великобритании). Но в постановке Гульназ Балпеисовой остро ощущается не только религиозность сюжета, но и его современность, актуальность, дерзость и весёлость.
Склонность к страстям, неуёмность в своих желаниях была свойственна людям во все времена. Современный человек особенно подвержен различным страстям и соблазнам, ведь их бесчисленное количество, и соблазны эти куда более навязчивы, чем "Танец Семи Покрывал". Поэтому спектакль слегка шокирует своей правдивостью.

Саломея (Мария Бердинских) — эдакий тихий омут с плещущимися в нём чертями. Невинная и скромная внешне, она таит в себе не один грех. И то, насколько она грациозна и соблазнительна в танце, которым пытается прельстить правителя Иудеи Ирода (Максим Севриновский), красноречиво говорит о её греховности. Но сердце девушки принадлежит не тому, для кого она танцует. Она мечтает заполучить пророка Иоканаана (Денис Бондаренко), хотя по ней сходят с ума многие другие мужчины. И ради её внимания они готовы пожертвовать многим. Пытаясь получить то, что не может ей достаться, героиня забывает о том, насколько она прекрасна. Прекрасна сама по себе, без налёта дерзости. Босая, облачённая в белоснежный наряд, она олицетворяет нежность и чувственность, но в глазах окружающих желает быть иной. Теряет себя.

Не меньшей грешницей (правда, уже не скрывающей своей натуры) представлена Иродиада (Ольга Тумайкина). Эта героиня предстаёт на сцене в алом платье, с броским макияжем. Её знают как блудницу. И именно поэтому пророк Иоканаан отказывает Саломее в возможности быть вместе — он уверен, что девушка похожа на свою мать... Но откуда ему знать, что она другая, что она просто потеряла себя..?

Фото: Официальный Instagram *(принадлежит организации, признанной в РФ экстремистской с 21 марта 2022 года и запрещена на территории РФ) Театра им. Евг. Вахтангова/instagram.com/vakhtangov_theatre

Иродиада и Ирод тоже забыли, кто они и каковы они на самом деле. На протяжении большей части спектакля они показаны вызывающими, резкими, эмоциональными, громкими. Их появление на сцене похоже на начало какого-нибудь рок-концерта — они выходят под нервные аккорды и мелькающий свет. Но оба быстро устают от своего "имиджа". Невозможно "всегда быть в маске". Человек не может вечно быть в образе. Потому что образ, в отличие от человека, не меняется, не чувствует, не дышит. Человек — живое существо. И наиболее комфортно ему быть только самим собой. Саломее — быть нежной и трепетной. Иродиаде — слегка усталой, спокойной. Ироду — чувственным и любящим...

Фото: Официальный Instagram *(принадлежит организации, признанной в РФ экстремистской с 21 марта 2022 года и запрещена на территории РФ) Театра им. Евг. Вахтангова/instagram.com/vakhtangov_theatre
Судьба этих героев в библейском изложении кажется страшной, исключительно трагической. А Гульназ Балпеисовой удалось сделать эту историю более светлой, похожей отчасти на сказку, где добро (искренность) побеждает зло (грех). Она сделала героев более живыми, приближенными к реальным людям — к таким, как зрители в зале. "Хладнокровие и равнодушие вступает в схватку с наивной верой в чудеса, в невидимых богов и духов", — сказала режиссёр о своей "Саломее". А ведь это абсолютно сказочная схема развития сюжета.

Ближайшие даты, позволяющие насладиться этой "сказкой для взрослых" — 5 и 21 июня. Продолжительность спектакля — 1 час 50 минут без антракта. Возрастное ограничение — 16+.

Источник фото: Театр им. Евг. Вахтангова/vakhtangov.ru/
x