Эксклюзив, автор: Быстрова А.

Как распознать задержку речевого развития у ребенка и что делать?

Врач-логопед ответил на популярные вопросы по речевым проблемам детей и дал советы по их преодолению.

Источник фото: freepik.com

Все больше родителей сталкиваются с тем, что у их ребенка речь развивается медленнее возрастных норм. Недоразвитый словарный запас, отсутствие у ребенка фразовой речи в два года и связной речи в три – для многих сегодня актуальная проблема, которую хочется поскорее преодолеть. Врач-логопед «СМ-Клиника» Кулешова Светлана Владимировна рассказала корреспонденту INC-News.ru, почему современные дети стали медленнее учиться говорить, как помочь малышу побыстрее освоить устную речь и в каких случаях нужно обращаться за помощью к специалисту.

Есть ли какие-то основные критерии, по которым родители могут самостоятельно заметить развитие проблемы с речью? Как она себя проявляет?


К 1 году у ребёнка должно быть примерно 10 слов в активном словаре, к 1,5 годам — словарь увеличивается и преимущественно состоит из существительных. В 2 года у ребёнка должна быть простая фраза («дай пить», «хочу спать»), а также малышу в этом возрасте доступны простые звуки, свистящие и шипящие звуки он может заменять.

К 3-4 годам в речи появляются не только существительные, но и глаголы, местоимения, у ребёнка этот период можно охарактеризовать как активное «словотворчество». Также малыш активно использует в своей речи предлоги, в норме должны быть свистящие и шипящие звуки, в связной речи использует распространённые предложения!

После 5-5,5 лет ребёнок хорошо изменяет слова по числам, падежам, может использовать сложные предлоги, допускается неправильное произношение сонорных звуков.

Ближе к 7 годам дети четко должны произносить все звуки в составе слов и предложений, в связной речи ребёнок использует сложносочиненные и сложноподчинённые предложения, может рассказать впечатления, например, о просмотренном фильме.
Стоит обратить внимание, что у совсем маленьких детей появившиеся проблемы с речью могут пройти сами собой без какой-либо посторонней помощи, что связано просто с их индивидуальными особенностями развития. Так, например, ребенок, который совсем не говорил в год или в полтора года, может к 2 с половиной годам догнать сверстников, справившись со своим небольшим отставанием самостоятельно.

Но, конечно, даже если брать в расчет индивидуальность, родители обязательно должны контролировать процесс развития у ребенка устной речи, и если в два года ребенок не говорит вообще, то стоит обратиться за помощью к специалисту. Своевременное обращение за помощью к логопеду поможет запустить и развить речь у ребёнка.

Источник фото: freepik.com

К каким специалистам нужно бежать или идти при подозрении, что у ребенка задержка речевого развития? В каком возрасте ставят диагноз о задержке речи, и можно ли это будет компенсировать в дальнейшем?

Если ваш ребёнок не говорит к 2 годам, обратитесь на консультацию к неврологу, он в свою очередь отправит вас на консультацию к логопеду! Коррекция задержки речевого развития, как правило, состоит из логопедических занятий, которые включают в себя, артикуляционную гимнастику, дыхательную гимнастику, развитие мелкой моторики, различных компонентов речи и т.п. Дополнительно невролог может назначить медикаментозное лечение. Однако если возникнет подозрение на наличие умственной отсталости или аутизма, то ребенка могут дополнительно направить к нейропсихологу или психиатру.

Врачи, как правило, не ставят задержку речевого развития детям до трех лет, потому что до этого возраста не считаются критическим нарушением некоторые проблемы с речью. Тем не менее, родителям все равно нужно внимательно следить за развитием речи у ребенка и до момента, когда он достигнет 3-летнего возраста. А в промежуток с 3 до 5 лет, если ребенок продолжает существенно отставать в речевом развитии от возрастных норм, нужно уже в обязательном порядке обратиться за помощью к специалисту. Если обратиться за помощью позже, то вероятно, что к школе достигнуть нормы будет сложнее.

Источник фото: freepik.com

Может ли само посещение детского сада ребенком решить проблему с речью?

Для некоторых детей детский сад может стать стимулом для решения проблем с речью и оказать положительное воздействие. Например, детский сад может помочь запустить речь тем детям, которые дома не получали достаточного количества общения. Или, наоборот, жили в условиях максимальной зоны комфорта, когда родители и так их понимали, и покрывали все их потребности.

Вот тогда ребенок, попадая в новую для себя атмосферу, причем с более жесткой дисциплиной и порядками, где каждый день с детьми умело контактируют воспитатели, слышит, как общаются его сверстники и понемногу втягивается в это общение. И таким образом у него запускается речь.

Однако не во всех случаях посещение детского сада может положительно повлиять на развитие речи у ребенка. Эмоциональные, впечатлительные и стеснительные дети могут, наоборот, в новой атмосфере замкнуться и перестать вообще говорить даже то, что умели до этого. И, конечно, детский сад не сможет повлиять на развитие речи у ребенка, если причинами задержки речевого развития являются какие-либо генетические, неврологические или психиатрические заболевания. Тогда без помощи специалистов обойтись не удастся.

Как можно предотвратить проблемы с речью у ребенка?

Профилактика нарушений речи, также как и профилактика любых заболеваний или патологических состояний, строится на устранении, по возможности, из жизни ребенка тех причин, которые могут приводить к возникновению нарушений. Забота о физическом и нервно-психическом развитии ребёнка, а также забота о речевом развитии ребёнка создание благоприятных социально-бытовых условий для развития речевой среды – основа для профилактики.

Если, например, ребенок в два года говорит намного хуже, чем сверстники, вполне вероятно, что это связано с его индивидуальными особенностями развития. Тем не менее, родители, безусловно, могут со своей стороны поспособствовать развитию речи: для этого нужно много разговаривать со своим ребенком, постоянно рассказывать ему простыми словами какие-то интересные вещи, а еще обязательно давать ему возможность регулярно бывать среди своих сверстников, особенно с теми, кто уже хорошо разговаривает.

Можно также заниматься у логопеда, ведь специалисты обладают профессиональными навыками стимулирования развития речи у детей и быстро находят нужный подход к каждому ребенку.

С чем связана тенденция, что современные дети начинают гораздо позже говорить, чем их сверстники 20 лет назад?

Действительно, современные дети начинают говорить значительно позже своих сверстников 20-летней давности. Но пока нет каких-то достоверных фактов, подтверждающих влияние на это тех или иных факторов. Однако существуют многочисленные мнения, что на это могли повлиять сразу множество причин: ухудшилась экология и в какой-то степени здоровье женщин. Современные дети с самого рождения сталкиваются с переизбытком информации, а технические достижения заменяют простое человеческое общение. Многие вместо того, чтобы рассказать ребенку сказку или порассуждать о чем-то, включают на гаджете аудиоряд со сказками или какой-то другой интересной информацией, но это совсем не одно и то же. Вытесняя живую речь общением ребенка с техникой, родители сами провоцируют задержку развития речи у своих детей.

А еще современные родители благодаря появлению огромного количества товаров, облегчающих уход за детьми, помещают своих детей в максимальную зону комфорта. Вместе с этим, уделяя своим детям намного больше внимания, чем это было раньше, родители, таким образом, научились быстрее понимать и видеть все потребности своих детей. И молниеносно покрывать эти потребности родителям помогают памперсы, радионяни, электронные самоукачивающие кроватки, интерактивные ходунки и так далее. Поэтому, ребенок, находясь в столь уютных для себя условиях, пока его потребности минимальные, не спешит развивать свою речь, ведь он и так получает все, что ему необходимо, а значит, необходимость в развитии своих речевых навыках попросту отсутствует.