, автор: Чуликова Е.

Спектакль «Русская народная почта» в театре МОСТ: «приключения» сказочного Ивана в обличье советского пенсионера

Режиссёр Георгий Долмазян и актёры создают на сцене яркое фантасмагорическое действо, замешанное на обыденности, философских откровениях, юморе и чудачествах

Жанр спектакля «Русская народная почта» обозначен как «сказка для взрослых». В ней так же, как в детских аналогах, есть свой Иван-дурак, его возлюбленная, Смерть «с косой» и много других персонажей, призванных помочь или усложнить челлендж, который должен выполнить главный герой для достижения своей судьбоносной цели. По сути, пройти квест, чем и занимается в пьесе (1995) Олега Богаева, по которой поставлен спектакль «Русская народная почта», Иван Сидорович Жуков. Это уже не молодой, пышущий здоровьем, герой, силой обстоятельств вынужденный отправиться в заморские края спасать царевну, к которому мы все привыкли с детства. Это пожилой мужчина, оставшийся на закате жизни совершенно один – без родственников и близких.

Чтобы развлечь себя, а также найти применение конвертам, которые накопила его покойная жена-почтальонка, он начинает писать и отправлять письма. В качестве адресатов указывает всех тех персоналий, с кем ему хотелось бы пообщаться на протяжении своей жизни, но в силу очевидных причин он не имел к ним доступа в реальности. Выход найден – герой отправляет письма, которые потом сам же и читает. Вот такой круговорот, сюжетная канва, позволяющая нам, зрителям, заглянуть в богатый внутренний мир Ивана Сидоровича. Кто этот человек, как он распорядился данным ему свыше величайшим даром – жизнью? Ответы на эти вопросы мы узнаем по ходу повествования, когда главный герой начинает встречаться со своими адресатами «наяву», в своём воображении. И, казалось бы, такие далёкие по времени и расстоянию визави Ивана Сидоровича обретают реальные очертания, появляясь один за другим в небольшой квартире стандартной хрущёвки.

Владимир Ильич Ленин, Елизавета II, друзья детства, связь с которыми Иван Сидорович давно потерял, незаконнорожденный сын Адольфа Гитлера, директор Центрального телевидения, Любовь Орлова, президент России и т.д и т.п. Со всеми ними герой ведёт диалоги, где-то грустные, где-то весёлые, где-то ироничные, где-то сумасшедшие. По сути, благодаря этим разговорам, перед нами проходит вся история непростого советского периода. Ведь герой – почти ровесник XX века. Мы видим, каким было его детство с бесшабашной троицей Мишкой, Гришкой и Фёдором; как он воевал в годы Великой Отечественной, как потерял маленькую дочь в суете эвакуации, как попал под обстрел и бомбёжку и был контужен, как часто смотрел по телевизору концерты и хотел принять в них участие со своей гармонью, как восхищался британской королевой и хотел с ней обсудить мировые проблемы, как ждал, что его заслуги перед Родиной отметят «на самом верху» и сделают «генералом стратегических войск». Все эти желания исполняются в его сознании, когда он «получает ответы» от своих собеседников.

Выбранная Богаевым сюжетная канва в виде написания писем самому себе восходит к чеховскому «Ваньке». Драматург и герою даёт имя и фамилию мальчика-подмастерья из бессмертного рассказа – Ванька Жуков или Иван Сидорович Жуков. «Русскую народную почту» можно назвать модным сейчас на западе «спин-оффом» произведения Антона Павловича. Действие перенесено из XIX в. в XX в., и тот маленький мальчик, пишущий «на деревню дедушке» послание, превращается в пьесе Богаева во взрослого мужчину, по-прежнему изливающего свои мысли на бумаге и отправляющего их в неизвестность. В данном случае, самому себе.

Играет главного героя Сергей Шенталинский, весь спектакль – практически его бенефис. Он многолик и правдив, вызывает смех и сочувствие. Трогателен и беззащитен в своей уязвимости перед неизвестностью, и в то же время «держит спину» в принципиальных вопросах. Честно говорит Директору центрального телевидения, что не поедет к нему на передачу, потому что старый, а зрители любят смотреть на молодых. Или от всей души утешает Елизавету Два, которая признаётся ему в любви, и даже предлагает свой диван, когда та хочет у него остаться. Отчасти своим комичным обаянием собеседница Жукова обязана потрясающей Екатерине Алексашиной, которая делает из британского монарха не только женщину-вамп, но и отлично справляется с ролью Управдомши, временами вызывая в памяти образ, созданный Нонной Мордюковой в фильме «Бриллиантовая рука».

Спектакль «Русская народная почта» получился у режиссёра Евгения Долмазяна небольшим, но ярким (в этом есть немалая заслуга и художника Андрея Бутяева), наполненным действием, диалогами и картинками, сменяющимися как в калейдоскопе, который дети крутят перед наступлением Нового года, пока родители готовят стол к празднику. У Ивана Сидоровича свой калейдоскоп, и к празднику он не готовится в общепринятом понимании, он подводит итоги и отгоняет Смерть. Выполнил ли он свою задачу, прошёл ли квест и встретил ли «царевну», можно узнать, посмотрев спектакль «Русская народная почта» в театре МОСТ. Теперь уже в ноябре, билеты пока ещё есть в продаже. Возрастная категория: +16.