, автор: Чуликова Е.

Рецензия на спектакль в театре им. Е.Б. Вахтангова "Обратная сторона медали"

Спешите увидеть современную драму-комедию о непростых отношениях в одной отдельно взятой семье.

Источник фото: russcult.ru.

В Театре имени Евгения Вахтангова новый спектакль, по пьесе француза Флориана Зеллера. Спектакль о том, что мы часто делаем не то, о чём говорим, а говорим не то, о чём думаем. Игра контекста с подтекстом разворачивается на сцене в отдельно взятой семье. Таких во Франции, да и в России, миллионы. Он - издатель, она - преподаватель. Средний класс в домашней обстановке. С двусмысленными диалогами после работы, намёками на неприятные темы, зваными обедами по выходным, неиссякаемой тягой к сравнению, кризисами среднего возраста и т.п.

Евгений Князев и Яна Соболевская в спектакле "Обратная сторона медали".

Источник фото: teatral-online.ru.

Поставил спектакль Эльдар Трамов. Это его дебют в качестве режиссёра. Постоянные зрители театра знают его по актёрским работам в таких спектаклях, как "Танго между строк", "Царь Эдип", "Соломенная шляпка". В качестве постановщика он помогал Римасу Туминасу в "Войне и мире", и вот, теперь полноценное творческое детище по одноимённой, написанной на раннем творческом этапе, пьесе Зеллера. Почему выбрана "семейная" драма, трудно сказать. Творец работает с материалом, который ближе, прежде всего, ему самому. Но тема "ячейки общества" близка и каждому зрителю. Это то, с чем каждый из нас сталкивается в повседневной жизни. Отношения супругов, отношения друзей, отношения с возрастом, отношения с мечтами, отношения с жизнью и с самими собой. Спектакль "Обратная сторона медали" позволяет через разыгрываемое на сцене действо заглянуть в себя и спросить: кто я? что я? как живу? как развиваюсь? куда иду? кого люблю? счастлив ли я? Долгое "послевкусие" после "Обратной стороны медали" гарантировано.

Эльдар Трамов во время работы над спектаклем "Обратная сторона медали".

Источник фото: vakhtangov.ru/Юлия Губина.

Как и в любой хорошей пьесе, конфликт в произведении многоуровневый. Хотя основных героев всего четверо - двое мужчин и двое женщин. Вернее, пятеро, домработница (Светлана Йозефий) выступает своеобразным рефреном, появляясь в квартире Даниэля и Изабель в "стыковочных моментах", в промежутках между активными фазами сценического взаимодействия. Она неприметна, во всём чёрном, незаметно приходит прибраться и также незаметно уходит. Но когда на сцене зашкаливают эмоции, и "женский" конфликт, зрелости и молодости, выходит на авансцену, скромная домработница поддаётся и вслед за Изабель (Яна Соболевская) и Эммой (Ася Домская/Ника Здорик) задорно оголяет ножку.

Но центральное место в спектакле Трамова всё же занимает "мужской конфликт". Главный "мотор" драматургии - это Даниэль (Евгений Князев) с его чувствами, мыслями, реакциями. Именно он двигает всё действие. Именно за его метаниями мы наблюдаем, когда "раздражитель", "старый-давний" друг Патрик (Игорь Карташёв) приводит к нему в дом молодую любовницу. Да, это так по-французски, скажет кто-нибудь из зрителей, и будет прав. Любвеобильность и игривость у этой нации в крови. Но кто возразит, что и российские мужчины не могут испытывать подобных эмоций. Тематическая универсальность, степень художественных обобщений, которые демонстрирует Зеллер, а вслед за ним и Трамов, высшего порядка.

Евгений Князев, Яна Соболевская, Ася Домская и Игорь Карташёв в спектакле "Обратная сторона медали".

Источник фото: russian.rt.com.

Причём, автор позиционирует "Обратную сторону медали", скорее, как драму. Тогда как вахтанговцы предлагают её зрителю с уклоном в комедию. Да, общеизвестно, что этот жанровый симбиоз - один из самых выигрышных для театральной постановки. Ведь и жизнь наша зачастую "гремучая смесь" печального и смешного. Поэтому спектакль получился таким актуальным, живым, искромётным, ироничным, грустным и забавным одновременно. И конечно, не было бы всей феерии на сцене без замечательных исполнителей: Князева, Соболевской, Карташёва, Домской, Здорик и Йозефий. Они демонстрируют невероятную слаженность своего актёрского ансамбля, пьеса смотрится на одном дыхании. Даниэль Князева трогателен и шаловлив, Изабель Соболевской иронична и строга, Патрик Карташёва хвастлив и вызывающ, Эмма Домской соблазнительна и игрива.

В заключение хотелось бы отметить стилистику новой постановки. Художник Максим Обрезков сделал невероятное. Оформление можно описать как чёрно-белый монохром с вкраплениями алого цвета. Парижский шик олицетворяет Изабель в своём сидящем как влитой, пиджаке "шанель" и широких брюках-палаццо, позже сменившая их на пышную юбку. Ей под стать Даниэль в чёрном велюровом костюме, переодевшийся для приёма гостей. Эмма вульгарна в дорогом платье и норковом манто, а Патрик щеголяет в новомодной кожаной куртке и "белых штанах", мечте Остапа Бендера. Спектакль "расписан" чёрно-белой гаммой, один серый диван на сцене чего стоит в день приёма гостей. Но когда наступает время прозрений, "хромакей" окрашивается в красный цвет, и ты понимаешь, страсти кипят нешуточные.

Сцена из спектакля "Обратная сторона медали".

Источник фото: teatral-online.ru.

Увидеть спектакль "Обратная сторона медали" можно на Новой сцене театра имени Евгения Вахтангова в июне. Билеты ещё есть в продаже. Возрастное ограничение: +16.