Без страха: О спектакле "История одной комнаты" театра "Балет Москва" - Inc News
, автор: Нестерова А.

Без страха: О спектакле "История одной комнаты" театра "Балет Москва"

Премьерные показы прошли 1 и 2 октября в бывшем Центре им. Вс. Мейерхольда, который теперь стал новой сценой ШДИ.

Источник фото: Анастасия Нестерова/INC-News

Уже в следующем месяце театр "Балет Москва" присоединится к театру "Новая опера" (оптимизация не миновала и эти творческие коллективы), но пока у зрителей ещё есть возможность насладиться самостоятельным проектом "Балета Москва". Упускать её не стоит, поскольку "История одной комнаты" — спектакль, герои которого без слов рассказывают зрителям о них самих. Разговор без слов — уникальный формат действа, созданного хореографом-постановщиком Артёмом Игнатьевым. Он сделал ставку на некую изолированность героев действа от внешнего мира (что, в общем-то, напоминает всем нам о нашем общем недавнем прошлом и даёт возможность лучше почувствовать весь спектр эмоций героев), но они всё-таки не чувствуют себя совсем одинокими — их довольно много, да и мысли их заняты не одиночеством, а, скорее, попытками выбраться из комнаты...

Маленькая, похожая на тюремную камеру, комната не изобилует какими-либо красивостями. Да и предметов интерьера в ней крайне мало: белый стол, того же цвета табуретка, кровать и некий ящик, выполняющий функцию шкафа (если стоит вертикально) и превращающийся в гроб в одной из сцен, когда лежит горизонтально на полу. Сценография (Павел Ивашкин), выстроенная на фоне белой стены, облицованной "больничной" плиткой, довольно чёткая и лаконичная, но вселяет ощущение некой мрачности...

Кадр спектакля "История одной комнаты"

Источник фото: Анастасия Нестерова/INC-News

... Которое, впрочем, рассеивается с появлением на сцене/в комнате первой героини. Она перемещается по пространству преимущественно ползком, переставляя и переворачивая при этом немногочисленные предметы мебели. Зачем — вопрос, скорее риторический, но выглядит это одновременно пронзительно, горько и забавно.

Градус позитива повышается, когда её сменяет другая героиня — этакая светская дама в туфлях на шпильках и узком чёрном платье. Её наряд нисколько не мешает ей беззастенчиво разводить ноги в танце, поочерёдно падая на двух партнёров. Те перетаскивают девушку с места на место, всячески гнут её и тянут за все части тела, словно тряпичную куклу. Столь смелый танец хоть вызывает улыбку, но навеянные им мысли об объективации женщин затем долго не покидают головы зрителей (или, что более логично, зрительниц).

А эмоциональное состояние других героев невольно заставляет публику "подключиться" к ним и начать сопереживать, волноваться. Две девочки (судя по всему, сестры), пытающиеся на протяжении всего действа не потерять друг друга, не расстаться; "покойник", вставший из шкафа-гроба и отчаянно желающий хоть ненадолго задержаться среди живых...

Каждую историю, каждого персонажа сопровождает персональная мелодия (композитор — Василий Пешков) — у кого-то она едва слышная, сотканная даже не из нот, а из разнообразных шелестов, шорохов и всплесков; у кого-то — дерзкая, рваная, оглушающая; у кого-то — медленная и чувственная... Но вне зависимости от ритмов и аккордов, музыку в "Истории одной комнаты" объединяет одно — острота. Звуки будто бы дополнительно обнажают нутро героя, выделяют его состояние. Этот приём в театральном искусстве не нов, но он работает. И хотя такое обнажение нутра артистов/героев выглядит немного утрированно, зритель откликается на это. Ведь зачастую мы боимся быть истинными, настоящими, быть собой. А полтора десятка людей, стоящих на сцене перед нами, не боятся. Им просто больше нечего бояться — самое страшное с ними уже случилось. Они оказались в заточении, откуда не всем из них суждено выйти живыми.

Постановщик утверждает, что персонажи спектакля либо погибают, либо побеждают поглотившее их пространство, но смерть показана лишь несколькими намёками. Не только потому, что авторы действа не хотят портить настроение публике в и без того непростое время.

А потому что узники этой странной комнаты не боятся даже смерти.

Дата ближайшего спектакля — 11 ноября. Возрастное ограничение — 16+.