Спектакль «Павел I» в театре им. Евг. Вахтангова - Inc News
, автор: Чуликова Е.

Спектакль «Павел I» в театре им. Евг. Вахтангова

Действие разворачивается за два дня до смерти царя от рук заговорщиков.

Источник фото: Е.Чуликова

В репертуар театра им. Евгения Вахтангова введён новый спектакль, исторический, или как сейчас модно говорить «костюмная драма». Главный герой – он, царь Павел I. Пожалуй, один из самых противоречивых, таинственных и трагичных правителей в русской истории. Почему режиссёр Наталья Ковалёва обратилась к его личности и наследию именно сейчас? Ведь и на престоле-то он был всего 4 с небольшим года, и провёл их так, что не осталось в империи сил, которые не хотели бы его свергнуть, что, в итоге, привело к его убийству. Но именно своей исторической «недосказанностью», в которой не был повинен в силу внезапного ухода из жизни не по своей воле, интересен нам Павел I. Большое видится на расстоянии. По прошествии двух веков его правление и личность воспринимаются по-другому, нежели это было при его жизни. Ковалёва вознамерилась показать нам, зрителям, такого царя, каким его и не предполагали увидеть современники: недолюбленным и недооценённым матерью, искренне жаждущим осчастливить свой народ, болеющим за страну и делающим всё, чтобы она процветала, но при этом подозревающим собственного сына в заговоре, отчаянно пытающимся справиться с недовольством придворных, пытающимся любить и быть любимым. Можно сказать, что этот спектакль - своеобразная реабилитация Павла I, может, и не в историческом плане, но в человеческом, точно.

Сцена из спектакля "Павел I"

Источник фото: Е.Чуликова

Литературной основой послужили пьеса Д. С. Мережковского «Павел I» и пьеса Е. Р. Симонова «Смерть Павла I». Несмотря на богатую фактуру в сценическом плане команде Ковалёвой пришлось серьёзно поработать – обобщить, укрупнить, метафоризировать. Вплести в действие «разговоры» Павла с матерью, Екатериной II, основанные на их переписке и мемуарах; стихотворные тексты, в том числе, из шекспировского «Гамлета». Получилось отлично, динамично и глубоко – спектакль полностью погружает вас как зрителя в себя, засасывает в свой «мир» интересным, самонадеянным, мятущимся, временами шаловливым, ироничным, временами напуганным словно маленький ребёнок главным героем. Перед глазами проходит трагедия человека, который неминуемо катится к своей гибели. Хочется сказать: «Вот здесь, остановись, постой, подумай, если ты уедешь, скроешься ото всех, всё ещё можно изменить. Не доверяй графу Палену, а с сыном Александром не веди обиженных разговоров, на плацу будь помягче, а с придворными держи ухо востро, поменьше самонадеянности». Но нет, Павел I вас не услышит. Его несёт судьба, и он не может ей противиться. Всё за него уже решено.

Сцена из спектакля "Павел I"

Источник фото: Е.Чуликова

Главной звездой спектакля стал Александр Олешко. Да, не удивляйтесь! Милый, добрый, очаровательный, улыбчивый артист, которого большинство знают по работе на телевидении в качестве ведущего детских передач или участника музыкальной программы «Три аккорда» и вдруг… Павел I. Но я вам скажу, ради этого перевоплощения стоит пойти в театр им. Е. Вахтангова и увидеть спектакль Н. Ковалёвой. В роли российского самодержца он органичен, колоритен, смел и напорист. Хотелось бы поздравить Александра с замечательной актёрской работой! Конечно, грим, костюм делают своё дело, но у него изменился голос, мимика, пластика, хочется воскликнуть: «Это совершенно другой человек!», и в этом заключается суть хорошего актёра. При взгляде на него вы забываете «того» Олешко, перед вами он, Павел I.

Замечательна также Ирина Дымченко, звезда кинофильмов 80-х, в роли Екатерины II. Актриса прекрасно справилась с этой непростой ролью. Даже являясь сыну в видениях, её героиня не может перестать быть «царицей», не может стать «матерью», не может успокоить, приголубить, утешить. Она ранит Павла словами, уверенная в своей правоте и не понимающая, что он не заслужил такого отношения просто потому, что она не любила его отца.

Сцена из спектакля "Павел I"

Источник фото: Е.Чуликова

Игорь Карташёв в роли графа Палена харизматичен и убедителен. Он мягко стелет, да жёстко спать. Успокаивая Павла I, он в то же время даёт понять намёками Александру, что век его батюшки будет недолог. Мотив с учениками, предавшими Иисуса, преследует царя. Он предчувствует гибель, но ничего сделать не может. Палену верит, а над Александром иронизирует, в глубине души не веря, что его самые страшные догадки вскоре оправдаются.

Спектакль «Павел I» можно будет увидеть на сцене театра им. Евг. Вахтангова до конца июня и 102-го сезона. Билеты есть в продаже. Возрастное ограничение постановки 16+.

x