Опера-драма Алексея Рыбникова "Le Prince André. Князь Андрей Болконский": чего ждать от премьеры - Inc News
, автор: Чуликова Е.

Опера-драма Алексея Рыбникова "Le Prince André. Князь Андрей Болконский": чего ждать от премьеры

Уже в мае столичные зрители узнают, можно ли "проиграть и пропеть" бессмертное произведение Л.Н.Толстого

Величие романа "Война и мир", конечно, неоспоримо. Но вряд ли, кому сейчас из подрастающего поколения удаётся прочитать его полностью, несмотря на требования школьной программы. Юные читатели всё больше предпочитает "узнавать" классические произведения по их кино- или театральным адаптациям. Опера-драма Алексея Рыбникова "Le Prince André. Князь Андрей Болконский" предоставляет такую возможность.

Естественно, спектакль далеко отстоит от литературного первоисточника. Всё-таки жанр музыкального представления накладывает свои ограничения. Да и весь фактический материал романа, его сюжетные линии автором кардинально пересмотрены. Опера-драма Рыбникова - это то, что можно назвать крепко сделанной компиляцией, в чём-то упрощающей монументальное произведение Толстого, а в чём-то, наоборот, подчёркивающее его, выявляющее самые яркие эмоциональные моменты и глубокие философские истины.

Центральным персонажем спектакля является он, князь Андрей Болконский. Почему именно этот герой заинтересовал его больше всего, спросили журналисты у Алексея Львовича во время импровизированной пресс-конференции после генерального прогона оперы. "Я считаю, что Болконский идеально вписывается в сегодняшнее время - мятущийся, ищущий себя и не находящий. Сейчас очень много таких людей. Мне было интересно проследить путь князя Андрея, понять его психологию и сделать определённые выводы, прежде всего для себя самого", - рассказал композитор. Собственно, из сказанного вытекает и всё то, что будущие зрители увидят в опере Рыбникова. Весь сюжет его постановки построен на событиях, происходящих с Болконским в романе: посещение с беременной женой Лизой бала у Анны Павловны Шерер, участие в сражении при Аустерлице, знакомство с Наташей Ростовой и т. д.

Но надо понимать, что опера-драма - это не обычный спектакль с привычными диалогами-монологами и сценами, выстроенными в определённой последовательности. В "Le Prince André. Князь Андрей Болконский" взаимодействие между героями идёт через исполнение оперных партий, а действие зачастую подчёркивается сценографией с элементами танца и пантомимы. Условность происходящего ощущается достаточно сильно, но на то оно и искусство, чтобы преподносить зрителям известные сюжеты в различных формах. Кстати, сам Лев Николаевич театр не очень понимал, да и, откровенно говоря, не любил его. И естественно, Рыбникову задали этот каверзный вопрос: как же так, Толстой не воспринимал театральное искусство, а вы его произведение на сцене ставите, да ещё с музыкой и вокалом?

Конечно, Алексей Львович не был бы признанным автором таких популярных опер, как «Юнона и Авось», «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты» и др., если бы давно не обосновал для себя суть музыкального переосмысления классических произведений. "А мне хотелось доказать Льву Николаевичу, что его объёмный, непростой, эпичный роман можно проиграть и пропеть на сцене. В конце концов, каждый художник имеет право на свой взгляд. Я увидел события "Войны и мира" вот так, и считаю в этом тоже есть свой интерес и завораживающая магия", - прокомментировал композитор "возможные упрёки со стороны Толстого".

"Завораживающая магия" на сцене во многом проистекает не только из музыки Рыбникова, но и из других немаловажных элементов: костюмы, декорации, пластика актёров, их исполнительское мастерство. Всё выглядит очень достойно. И несмотря на то, что во время генерального прогона были показаны лишь отдельные сцены, да и то не по порядку, не сомневаюсь, что во время премьеры всё будет представлено в самом лучшем виде и не оставит зрителей равнодушными.

Показы спектакля "Le Prince André. Князь Андрей Болконский" пройдут в московском театре Et Cetera 18-го и 19-го мая. Билеты ещё можно приобрести в свободной продаже.

Источник фото: Елена Чуликова
x