Спектакль "Тартюф" в театре им. А.С.Пушкина: французское изящество и русская горячность - Inc News
, автор: Чуликова Е.

Спектакль "Тартюф" в театре им. А.С.Пушкина: французское изящество и русская горячность

Эта постановка введена в репертуар 12-го мая 2015-го года - ровно через 351 год после первого представления в Версале

Пьеса французского драматурга Мольера уже давно стала театральной классикой. Впервые показанная на сцене в 1664-м году, она очень понравилась Людовику XIV. Но под влиянием высшего духовенства он запретил ставить это произведение. Уж очень нелестно изображался в нём Тартюф - человек, рьяно верующий в Бога на словах, а на деле нарушающий его заповеди на каждом шагу. Тем не менее, ограничения со временем были сняты, и пьеса Мольера не стала сходить с театральных подмостков. Прошедшие века, десятилетия и годы показали - в ней поднимаются вечные истины и рассматриваются типичные ситуации, свойственные человеческой психологии. Поэтому она до сих пор актуальна, даже в XXI в. - в цифровой эре, которую Мольер не мог себе и представить.

Неудивительно, что художественный руководитель театра им. А.С.Пушкина Евгений Писарев решил ввести в репертуар "Тартюфа". А для того, чтобы постановка получилась аутентичной и современной, пригласил Брижит Жак-Важман, ученицу и актрису выдающегося французского режиссёра и педагога Антуана Витеза. В результате, российские зрители увидели яркий, по-французски стильный, эмоциональный, одновременно драматичный и комедийный спектакль. Достичь этого удалось во многом благодаря игре актёров. Попадание в образы получилось стопроцентным.

Импозантный Владимир Жеребцов в роли Тартюфа. Мягкое, обволакивающее обаяние, располагающие манеры, кроткий взгляд и "правильные речи". Смотришь и понимаешь, в сети к такому "благочестивцу" совершенно нетрудно попасть, и угодившие в них глава семьи Оргон и его матушка, госпожа Пернель, достойны, по крайней мере, сочувствия. В эпоху религиозной набожности каждый пытался спастись от адовых мук любой ценой, даже приютив у себя в доме форменного незнакомца, вещающего то, что хотел услышать испуганный разум.

Оргон в исполнении Андрея Заводюка - искренний, временами даже наивный, отчаянно желающий жить правильно, по церковным канонам, и пытающийся приобщить к этому всю свою многочисленную семью. Но в то же время легко внушаемый, зашоренный и отрицающий критическую оценку происходящего вокруг, а уж тем более поведения человека, которого полюбил больше, чем родного сына.

Супруга Оргона, прекрасная Эльмира (Эльмира Мирэль), женщина явно не из робкого десятка. Пошла ради той же семьи на опасный подлог, притворившись влюблённой в Тартюфа. Она толкает такие речи, от которых у её спрятавшегося под стол мужа "вянут уши", но тем не менее, настырно добивающаяся своей цели - вывести на чистую воду самозванца и человека, покусившегося на честь замужней женщины.

А Дорина, служанка дочери Оргона Марианны! Это настоящий эмоциональный вихрь в исполнении Веры Воронковой. Ей до всего есть дело, в положительном значении. Она по сути "присматривает" за своими господами - рубит правду-матку хозяину да так, что он начинает гоняться за ней по дому, чтобы унять; утешает бедняжку Марианну (Анастасия Мытражик), которой "светит" замужество с нелюбимым Тартюфом и расставание с обожаемым Валером (Артём Ешкин); поддерживает Эльмиру в её желании помочь мужу, подбивает брата Эльмиры Клеанта (Алексей Воропанов) на бунт и успокаивает разошедшегося после ссоры с отцом Дамиса (Владимир Моташнев).

Первое отделение спектакля по замыслу драматурга более "спокойно" развивается, чем второе, и поэтому менее склонно держать внимание зрителей. Однако за счёт актёрской игры и оно воспринимается, что называется, на одном дыхании. Вообще, после просмотра "Тартюфа" в театре им. А.С.Пушкина создаётся ощущение целостности и какой-то лёгкости. Вроде о серьёзных вещах говорится - о честности, порядочности, любви к Богу, долге перед семьёй, взаимоотношениях с близкими, а скучной назидательности, сухой глубокомысленности, тяжёлого послевкусия как не бывало. Это заслуга, конечно, полностью принадлежит как гениальности Мольера, так и профессиональности Брижит Жак-Важман. Всё-таки было очень правильным решением пригласить её для постановки великого произведения своего соотечественника.

Поэтому сходите на "Тартюфа" в театр им. А.С.Пушкина, не прогадаете. Теперь уже осенью, когда спектакль вернётся в афишу. Вы увидите историю со счастливым финалом, когда зло и порок наказаны, а добро и любовь торжествуют! И всё это в "зажигательном" ритме, в стихотворной форме, с ансамблем прекрасных артистов и во французской сценографии. Но не забывайте, у спектакля "Тартюф" есть возрастные ограничения: 16+.

Источник фото: teatrpushkin.ru
x