Звезда Instagram, которая обманула тысячи последователей - Inc News
, автор: Быстрова А.

Звезда Instagram, которая обманула тысячи последователей

В рамках социального эксперимента аргентинская художница Амалия Ульман полгода имитировала в своем Instagram роскошную жизнь. Исследовательница Каденс Кинси пытается выяснить, что эта история рассказывает о том, как мы создаем свой имидж в социальных сетях.

С апреля по сентябрь 2018 аргентинская художница Амалия Ульман вела страницу в социальной сети Instagram *(принадлежит организации, признанной в РФ экстремистской с 21 марта 2022 года и запрещена на территории РФ), на которой представила себя как «Instagram *(принадлежит организации, признанной в РФ экстремистской с 21 марта 2022 года и запрещена на территории РФ) Girl». Пользуясь популярными хэштегом местных знаменитостей, девушка создала перформанс, целью которого было исследовать, как женщины представляют себя в соцсетях.

Проект под названием «Безупречность и совершенство» (Excellences & Perfections) состоял из трех частей, в каждой из которых художница примерила на себя три разных образа: «милая девочка», «куколка» и «богиня». По мнению Амалии Ульман, эти образы символизируют «наиболее популярные типы женского поведения в сетях».

Проект нарушил два важных вопроса современности: манипуляции в социальных сетях и отображения гендерных стереотипов.

Расположив их в «порядке, напоминал бы историю жизни», на своей странице Амалия переезжала в большой город, расставалась со своим парнем, пробовала наркотики, делала пластические операции, исчезала, извинялась, выздоравливал и находила нового бойфренда.

Когда 19 сентября 2018 девушка сделала последний сообщение, ее профиль насчитывал 88 906 подписчиков (сейчас их более 110 000 фолловеров). Только тогда художница рассказала, что все это было лишь произведением искусства, перформансом, а не реальной жизнью.

Недавно проект «Безупречность и совершенство» представили одновременно на двух выставках в Лондоне, посвященных влиянию современных технологий на искусство: «Электронные магистрали» ( Electronic Superhighway ) в галерее Whitechapel и «Игра перед камерой» ( Performing for the Camera ) в музее Tate Modern.

«Безупречность и совершенство» получили широкое внимание СМИ за освещение двух серьезных вопросов современности: манипуляции в социальных сетях и отображения гендерных стереотипов.

«Это первый шедевр искусства в Instagram *(принадлежит организации, признанной в РФ экстремистской с 21 марта 2022 года и запрещена на территории РФ)?» - спрашивает британское издание The Telegraph, а американский онлайн-журнал Slate называет проект «сенсацией арт-мира». В центре внимания работы - взаимосвязь между имиджем онлайн и реальной личностью. Как рассказала Ульман искусствоведу Алистеру Суке, когда она сделала первые сообщения в Instagram *(принадлежит организации, признанной в РФ экстремистской с 21 марта 2022 года и запрещена на территории РФ), «люди начали ненавидеть меня. Некоторые галереи, в которых я выставляла свои работы, возмутились и потребовали, чтобы я прекратила поститься, потому что» люди больше не воспринимают меня всерьез » .

Проект Амалии Ульман вызвал жесткую критику и со стороны пользователей Facebook *(принадлежит организации, признанной в РФ экстремистской с 21 марта 2022 года и запрещена на территории РФ) и Instagram *(принадлежит организации, признанной в РФ экстремистской с 21 марта 2022 года и запрещена на территории РФ), которые назвали его «мистификация» и «обманом». Откровения художницы шокировало многих, так как его поведение сначала вполне соответствовала предыдущим постам в социальных сетях и не вызывала подозрения.

Амалия рассказывает, что сначала постилась в стиле «неформальной, немного чудаковатого художницы», чтобы преобразования не выглядело слишком заметным. Даже образ «куколки» не был таким уж неестественным для нее, потому что девушка признается, что когда изучала искусство в Лондоне, иногда работала в эскорт-услугах. По мнению художницы, обвинения в обмане своих фолловеров самом деле демонстрирует «ошибку» социальных медиа, которая выражается в заметном разрыве между нашим настоящим жизнью и имиджем онлайн.

Создай себе имидж.

Подлинность является центральной идеей в культуре социальных медиа, которая распространяется с помощью таких битых фраз, как «будь самим собой» и «делай то, что тебе нравится». Эти идеалы подкрепляются технологиями, так как почти все социальные медиа-платформы сейчас требуют или, по крайней мере, поощряют, использовать свое реальное имя и иметь единую идентичность в профилях. Это контрастирует с ранней эпохой интернета, при которой было больше возможностей для сохранения анонимности онлайн.

Чем печальнее девушка, тем счастливее тролль

Как отметил антрополог Даниэль Миллер в обзоре 2017 года, который он сделал по заказу британского правительства, «сначала казалось, что интернет открывает широкие возможности для анонимности. Люди могли исследовать новые формы личности, менять свою идентичность или иметь много разных идентичностей онлайн. В отличие от этого Facebook *(принадлежит организации, признанной в РФ экстремистской с 21 марта 2022 года и запрещена на территории РФ) не только лишил пользователей анонимности, но и вообще стал угрозой всем аспектам их личной жизни ».

Впрочем, несмотря на значительную пропаганду подлинности в интернете, никого не удивит тот факт, что профили в соцсетях является прекрасным инструментом манипулирования и создания имиджа той или иной степени. Другими словами, это всегда перформанс. В этом смысле, роль, которую сыграла Ульман, балансируя между своим настоящим и вымышленным образами, является не более обманом, чем поведение любого пользователя сети.В связи с этим возникает вопрос о том, чего мы ожидаем от искусства: как оно должно выглядеть и какую роль оно должно выполнять. «Безупречность и совершенство» разозлила некоторых, потому что проект продемонстрировал стереотипное представление о женщинах.

Если это произведение феминистского искусства, то он заметно отличается от эстетики киберфеминисток 1990-х годов, которые с помощью интернета исследовали многогранность женской идентичности. Зато, автор проекта взяла за основу сборный имидж известных женщин, например Аманда Байнс, и воспроизвела их стереотипное поведение онлайн - депрессия, нервный срыв, прощения и спасение, - которую так хорошо питают «лайки» и «Шери». Как отмечает Ульман, «чем печальнее девушка, тем счастливее тролль».

Проект «Безупречность и совершенство» воспринимает гендер как определенное поведение, которое зависит от оценки женских изображений в интернете. Героиня Ульман в Instagram *(принадлежит организации, признанной в РФ экстремистской с 21 марта 2022 года и запрещена на территории РФ) стала популярной, именно потому, что соответствовала такому стереотипу. И именно благодаря этому ее профиль выглядел правдоподобным, так как этот образ был знаком пользователям. Чем больше поведение человека соответствует ожидаемым стереотипам, тем больше «лайков» и «распространений» получают ее сообщения.

Одобрение поведения таким образом является основой бизнес-модели в социальных медиа. Самопрезентация в современном интернете значительно ограничена стандартными возможностями настроек профиля, сужая многогранность нашей личности к единой категории в меню сайта. Соцсети, как Facebook *(принадлежит организации, признанной в РФ экстремистской с 21 марта 2022 года и запрещена на территории РФ) и Instagram *(принадлежит организации, признанной в РФ экстремистской с 21 марта 2022 года и запрещена на территории РФ), продают информации о своих пользователях, а четкая категоризация является важным механизмом сбора данных.

Как отмечает в статье 2013 профессор из Амстердамского университета Хосе ван Дейк, который занимается сравнительным анализом медиа, «стандартизированное ввода данных гарантирует лучшие результаты». Поскольку интернет не может противостоять социальным стереотипам, общепринятой поведении и формам самовыражения, он довольно часто воспроизводит их. Это важное напоминание о том, что интернет не является «виртуальной» сферой, вполне обособленной от реальной жизни.

Широкая популярность проекта «Безупречность и совершенство» свидетельствует о том, что создание имиджа власти, престижа и привилегий в социальных сетях похожим образом происходит и в мире искусства.

x