, автор: Чуликова Е.

«Вестсайдская история» Стивена Спилберга: возрождение забытой классики

9-го декабря на российские экраны выходит новая версия знаменитого американского мюзикла с Рэйчел Зеглер и Энселом Элгортом в главных ролях.

Голливуд наводнил рынок перезагрузками и ремейками, поэтому чтобы оценить новую картину Стивена Спилберга может понадобиться время. Его работа – не перетряхивание архивной пыли или замаскированное переписывание. Скорее, пример реконструкции оригинальной пьесы. Спилберг, Тони Кушнер и Стивен Сондхайм переработали её изнутри, проникнув в ДНК сюжета и персонажей. Цель – переделать, пересмотреть, углубить и прояснить один из самых знаковых американских мюзиклов XX века.

Как пишет Associated Press, фильм 2021-го года получился почти во всех отношениях лучше классической версии Роберта Уйаза и Джерома Роббинса, вышедшей на экраны 60 лет назад. «Акулы», банда пуэрториканцев, расправлявшаяся с белыми сверстниками в 1950-х годах в Нью-Йорке, получила новую и более наполненную жизнь. Это сбалансировало «Вестсайдскую историю» и исправило ошибки оригинала, касающиеся стереотипных изображений. Мария Рэйчел Зеглер, Анита Арианы ДеБос и Бернардо Дэвида Альвареза выступают движущей силой, заставляющей «Вестсайдскую историю» звучать. Вариант по сценарию Кушнера получился более эмоциональным и сложным, чем 60 лет назад, с осознанием трагедии «Ромео и Джульетта» и наложением на борьбу банд 50-х годов сегодняшних разногласий и битв за корректность.

Впрочем, какой бы реализованной и безупречно проработанной ни была новая «Вестсайдская история», вряд ли, она может сравниться по силе воздействия с оригиналом. Да, сегодняшним зрителям картина с Натали Вуд в роли латиноамериканки Марии местами может показаться плоской, но от её художественной мощи невозможно просто так отмахнуться. Была зажигательная хореография Роббинса, насыщенные цвета широкоформатной плёнки и Рита Морено… с энергией почти ошеломляющего таланта. «Вестсайдская история» 1961-го года, вообще, изобилует бурлящей энергией Америки середины века – волной движущихся тел, сопровождаемой щелчками пальцев. Эта «Вестсайдская история» была снята в другом культурном контексте, и этим можно много объяснить.

Отложенная на год из-за пандемии, премьера «Вестсайдской истории» Спилберга станет своего рода хвалебной речью в честь Стивена Сондхайма, скончавшегося 26-го ноября в возрасте 91-го года. Это был его первый мюзикл, поставленный на сцене в 1957-м году. (Роббинс задумал его с музыкой Леонарда Бернстайна, книгой Артура Лоуренса и текстами Сондхайма). Шесть десятилетий спустя это стал первый мюзикл и для его тёзки тоже. В конце концов, вряд ли бы Спилберг согласился погрузиться в танцы и песни с одноактным спектаклем, но сделал это, возможно, с самым обожаемым мюзиклом на свете. Когда дело доходит до великолепия большого экрана, то равных ему в производстве магии до сих пор нет.

Новый фильм не только возрождает мюзикл Роббинса, но и классическое студийное кино в лучшем виде. Сейчас этот вид находится в опасности не только из-за пандемии, но и по другим причинам, скрытым в глубине киноиндустрии. «Вестсайдская история» 2021-го года в этом смысле так же похожа на возрождение, как и на лебединую песню масштабного стиля кинопроизводства, который, как надеются истинные любители кино, сохранится несмотря ни на что.