, автор: Нестерова А.

Замуж — не напасть... Или напасть? О спектакле "Женитьба" театра "Модерн"

Театральный дебют Лолиты Милявской удивит тех, кто привык к её сценическому образу.

Нередко девушек (да и мужчин тоже), по каким-то причинам всё ещё не встретивших свою вторую половинку, упрекают в излишне высоких запросах к потенциальному партнёру/партнёрше. Героев спектакля "Женитьба", премьера которого совсем недавно состоялась в театре "Модерн", в этом упрекнуть можно едва ли. Никто из них не может толком сформулировать свои запросы и требования, ибо чего хотят — сами не знают. Эта неопределённость делает и без того комедийный спектакль ещё более забавным.
Юрий Грымов готовил это действо, как коктейль: разбавил "Свадьбу" А. П. Чехова "Предложением" Н. В. Гоголя, добавил пару капель "Женитьбы Бальзаминова" А. Н. Островского и щепотку современной действительности сверху. Смешал, но, видимо, предпочёл не взбалтывать — сюжетные линии всех трёх произведений узнаваемы, хоть и переплетены меж собой.

Агафья Тихоновна Купердягина (Лолита Милявская) получилась на удивление серьёзной героиней. Многие, помня раскрепощённость и некую бесшабашность Лолиты-певицы, ждали от неё того же и на театральной сцене. Но Лолита-актриса оказалась немного другой — она, похоже, даже не пыталась рассмешить или эпатировать публику, ей это было незачем. Наоборот — её Агафья, несмотря на юный возраст (26 лет — почти ребёнок по нынешним меркам), всё время грустна, апатична; смотрит и говорит так, будто бы всё и про всех давно знает.

Фото: Оф. Instagram *(принадлежит организации, признанной в РФ экстремистской с 21 марта 2022 года и запрещена на территории РФ) Юрия Грымова/@yuri_grymov

Кажется, что и замуж-то ей не очень надо. Но есть сваха с множеством доводов о необходимости замужества (среди которых разве что расхожего ныне "часики-то тикают!" не хватает), и настойчивость этой свахи так бедную девушку утомила, что ей проще уж надеть свадебное платье и сказать абы кому заветное "да", чем и дальше это слушать. Ну, а чего бы не посмотреть-то на женихов, всё равно делать нечего, хоть так время убить. Да и сваха сама для невесты кавалеров привела — даже искать не надо, вон они все в доме толпятся.

Женихи — один другого страннее, разодетые в стиле "кто во что горазд". На ком-то — лохмотья (правда, дополненные галстуком), на ком-то — вполне приличные костюмы, на ком-то — форма, указывающая на войска, в коих служил жених. А на одном из них и вовсе гламурный розовый — как сказали бы нынешние модельеры — лук.

Пожалуй, самые несуразные из всех этой компании — Яичница (Пётр Ступин) и Подколесин (Юрий Анпилогов). Однако именно эти двое презентуют себя активнее и навязчивее остальных. Послушав претендентов на руку и сердце Агафьи Тихоновны, с сожалением понимаешь, что не нужна этим бравым молодцам ни её рука, ни тем более сердце. Нужны только её деньги да материальные ценности, коими весь дом завален так, что больше напоминает свалку, нежели обитель состоятельной барышни.

Фото: Оф. Instagram *(принадлежит организации, признанной в РФ экстремистской с 21 марта 2022 года и запрещена на территории РФ) Юрия Грымова/@yuri_grymov

Забавнее и одновременно печальнее всего в этой ситуации то, насколько проницательна Агафья Тихоновна. Она прекрасно понимает, что кавалеры здесь не ради неё. Им нужен её дом, её земля — что угодно, только не она сама! Тогда зачем же продолжает терпеть эту толпу в своём доме и никак не препятствует проведению "кастинга" на роль мужа?.. Ох уж эти женщины из позапрошлого столетия, нельзя же быть столь интеллигентными и терпеливыми!

Фото: Оф. Instagram *(принадлежит организации, признанной в РФ экстремистской с 21 марта 2022 года и запрещена на территории РФ) Юрия Грымова/@yuri_grymov

Но и очаровать кого-то из них она не пытается: ни причёски у невесты, ни локонов, ни серебристого смеха. Ботинки, мешковатый свитер и грустные-грустные глаза... В которых всё же за время загорается некая искорка, едва входит в комнату Миша Бальзаминов (Сергей Аронин). Он — абсолютная противоположность Агафьи — нелепый, наивный, с непроходящей весёлостью во взгляде и интонациях. Словом, ребёнок. Героине Лолиты он годится больше в сыновья, чем в супруги. Безработный, оторванный от реальности, от едва ли что-то может предложить избраннице. А может, именно эта беззаботность и склонность к витанию в облаках и привлекла невесту? Ведь этого так не хватает ей самой...

То, чего ей не хватает, невеста ищет в прошлом. Смотрит по телевизору романтическое кино, слушает песни своей юности (на протяжении всего спектакля со сцены неоднократно звучит "Трава у дома" группы "Земляне" и "Как молоды мы были" Александра Градского). А в настоящем у неё ничего нет. Она живёт воспоминаниями и надеждами (на что?..).

Сваху (Анастасия Светлова) тоже как-то по-человечески жаль — она своим опытным взглядом видит, что женихи — так себе, но профессия обязывает сватать даже таких — инфантильных и подлых, меркантильных и неотёсанных. Выполняя свою работу, сваха совсем не рада, потому что, похоже, искреннюю нежность испытывает к Агафье и зла ей точно не желает.

В финале "Женитьбы" героиня предстаёт-таки перед зрителем в свадебном платье и фате, однако даже после этого её одиночество не рассеивается.

Она устало опускается на постель, включает старый телевизор, из которого доносится щемящее:
"...Но нет со мной кого-то,

Мне грустно отчего-то —

Клянусь, я всё бы отдала

На свете для кого-то..."

Ближайшие даты: 11 и 12 марта.

Продолжительность спектакля: 2 часа 10 минут с антрактом. 16+