, автор: Чуликова Е.

Рецензия на фильм "Отчаянные аферистки": весёлая сатира на американскую мечту

Главные роли в этой комедии исполнили Кристен Белл и Кирби Хауэлл-Баптист

С этикой дела обстоят слабо в "Отчаянных аферистках" - забавной капиталистической сатире, которая повествует о реальной истории жительниц тихого пригорода. Они заработали миллионы, продавая нечестным путём полученные купоны на хлопья и средство для мытья посуды. Кристен Белл играет Конни, экс-участницу Олимпиады по спортивной ходьбе, в которой продолжает бушевать недюжинная энергия. Она подбивает соседку Джоджо (Кирби Хауэлл-Баптист) присоединиться к преступному замыслу. Несмотря на то, что их семизначные заработки быстро привлекают внимание властей, героини видят себя современными Робин Гудами. И режиссёры-сценаристы Арон Годет и Гита Пуллапилли особо подчёркивают в своём фильме эту точку зрения.

Идея Конни проста. Она и Джоджо убеждают двух нуждающихся молодожёнов, работающих на фабрике в Мексике (Илайя Изорелис Паулино и Франсиско Дж. Родригес) передавать им за небольшое вознаграждение неиспользованные листы с купонами. Их девушки начинают продавать через сайт экономным домохозяйкам, готовым заплатить $10 за скидку в $20 на любой, пригодный в хозяйстве, товар. Это преступление без жертв, как думает Конни, а лёгкость и быстрота происходящего не вызывают сильных сомнений в этой позиции. Когда Конни надевает строгое голубое платье, чтобы завоевать расположение сотрудников банков, играющий за кадром саундтрек также подтверждает эту мысль, его название 'Devil With a Blue Dress' можно перевести как "Дьявол в голубом платье".

Годет и Пуллапилли дерзко и убедительно доказывают, что настоящие мошенники - это невидимые корпорации, создавшие общество, которое обесценивает продукты и их потребителей. Проблема заключается не в нескольких бесплатных коробках с хлопьями на завтрак, а в миллионах граждан, вынужденных узнать, что пресловутая американская мечта - это лишь броская фраза, придуманная для того, чтобы заставить их покупать. Для этих мультикорпораций перенос фабрики из Огайо в Мексику - это всё равно что отрезать половину купона за человеческий труд. Гигантская пачка туалетной бумаги со скидкой не сильно отличается от самой Конни, чьи усилия по сокращению еженедельных расходов недооценивают её муж, сотрудник Налоговой службы (Джоэл МакХэйл), или же раздражительный кассир (Эдуардо Франко) из местного супермаркета.

Тем временем, сотрудник торговой сети по предотвращению убытков Кен (Пол Уолтер Хаузер) в равной степени разочарован отсутствием признания за то, что ловит граждан за мелкое ловкачество с этими самыми купонами. Так, на его глазах пенсионерка пытается обмануть компанию на несколько центов за покупку необходимого ей средства Preparation H. (Все бренды в фильме реальны. Этим авторы подчёркивают, что компании-производители, действительно, выслеживают нечестных купонеров).

В этой истории каждый чувствует себя недооценённым: Конни своим мужем, Джоджо - работниками банков, которые мешают ей начать законный бизнес, Кен - работодателем и даже кумиром Саймоном (Винс Вон) почтовым инспектором, который знает, что его уважают меньше, чем сотрудника ФБР. Из пролога фильма - сцены ареста Конни в её милой пижаме - становится ясно, что этим обидам суждено вылиться в мошенничество с почтой, импульсивными покупками Lamborghini, контрабанду оружия и даже в один несмешной момент, когда Кен "делает в штаны", чтобы не покидать "спецзадание". "Это мой пляж в Нормандии", - хвастается он, но Саймона шутка не впечатляет.

Подобный туалетный юмор выглядит небрежным для такой искусной комедии, как "Отчаянные аферистки" (ещё одна сцена, героем которой вновь является Кен, снята в туалете, когда он получает, наконец, долгожданный звонок из ФБР). Кен из тех парней, кто отчаянно хотят казаться стоиками, но когда остаются одни, готовы орать от бешенства. Он был бы страшен, если бы в фильме его не сделали в буквальном смысле объектом шуток. При этом фарс и социальная критика, конечно, могут сочетаться, достаточно вспомнить Чарли Чаплина и его фильм "Новые времена" (1936), но здесь многочисленные унижения героя Хаузера выглядят мелковато. На контрасте, в картине есть отличный момент, когда Джоджо, умеющая отлично торговаться девушка, празднует сделку, переходя к зажигательному танцу с блёстками в своих фантазиях. Номер подтверждает её статус главной дивы в фильме, которую не каждый может заметить.

Кристен Белл сделала карьеру, озвучивая сумасшедших бурундуков с большими улыбками и умением искренне говорить фразу: "Супер пупер!", которая позволяет получать больше, чем они того заслуживают. Она и более спокойная Хауэлл-Баптист демонстрируют на экране неплохое взаимодействие, возможно благодаря тому, что ранее снимались в ситкоме "Хорошее место" (2016-2020). Их мошенницы упорны, талантливы и безнадёжно одержимы, по словам таинственной "волшебницы"-хакера Тины (поп-певица Биби Рекса). Она даёт подругам название и учит, как перетасовывать онлайн-прибыль.

Латексный корсет Тины родом из кибертриллеров 90-х годов. Если она и притворяется богиней хакерства, то фильм слишком переполнен другими идеями, чтобы исследовать ещё и её сюжетную линию. Вместо этого в сценарии освобождается место для шуток о стремлении американцев обвинять во всех своих бедах Китай. В добавление к этому вводится эпизод с яркой конфронтацией между Кеном и замученной бытом домохозяйкой (Энни Мумоло), которая отказывается чувствовать себя виноватой за покупку Cheerios со скидкой. Ведь для неё главное, чтобы её ребёнок был сыт.

Кен верит, что будет вознаграждён за защиту каждой буквы закона. Но в то время, как на банке кукурузы можно легко переклеить ценник, сложнее придать ценность моральному выбору. Или, если на то пошло, человеку, который разочарован экономической ситуацией, когда одним людям платят слишком много, а другим крайне мало. Как говорит в конце фильма Конни: "Я знала, что стою большего".