Непростая судьба и лучшие роли Олега Янковского - Inc News
, автор: Нестерова А.

Непростая судьба и лучшие роли Олега Янковского

"Улыбайтесь, господа... Улыбайтесь!"

Талантами рождаются, а не становятся. Своим примером это подтвердил советский и российский актёр Олег Янковский. Его театральный дебют состоялся ещё в младшем школьном возрасте. Маленькая роль мальчика в детском спектакле — блестяще сыгранная — дала понять зрителям, что перед ними будущий известный актёр.

Но путь талантливого юноши к искусству вовсе не был лёгким. Его педагог по сценречи из Саратовского Театрального Училища, куда по окончании школы поступил Олег, вспоминал: "Говорил плохо, рот открывал неправильно". Однако после того, как студент с успехом сыграл роль Тузенбаха в дипломной постановке "Три сестры", сомнения в его способностях развеялись окончательно и навсегда.

Кино как случайность

Янковский долго играл разные роли на сцене Саратовского Драматического театра. В кино он попал случайно. На гастролях с театральной труппой во Львове артист познакомился со съёмочной группой будущей военной драмы "Щит и Меч". Коллектив говорил о том, кто бы мог сыграть Генриха Шварцкопфа. На эту роль нужен был человек с интеллигентной, "арийской" наружностью. Ассистентка режиссёра Владимира Басова увидела сидящего за соседним столиком Олега Янковского. Басов счёл, что молодой человек идеально подходит по типажу. Но он отчего-то предположил, что этот красивый незнакомец не имеет никакого отношения к актёрской среде.

Чуть позднее члены съёмочной группы всё же узнали о театральной карьере Янковского пригласили его на пробы. Басова впечатлила харизма молодого человека — по словам режиссёра, Янковский хорошел "с каждой секундой". А потом талантливого артиста ждала роль Андрея Некрасова в фильме "Служили два товарища" (режиссёр — Е. Карелов). Олег Янковский снимался в нём вместе с двумя величайшими людьми советской эпохи — Роланом Быковым и Владимиром Высоцким. Вместе с популярностью фильма росла известность Янковского. Росла настолько быстро, что коллеги и друзья предлагали ему хорошо подумать, прежде чем перебираться в Москву насовсем — предостерегали от возможных неудач.

Олега Ивановича знали и за рубежом. Как-то на гастролях в Японии он потерял кошелёк, гуляя по центральным улицам Токио. Пропажу вернула скромная молоденькая японка, работающая там, где он прогуливался. Актёр был поражён её красотой и растроган честностью — ведь любая другая девушка могла бы с лёгкостью присвоить находку себе. Он купил шоколадные конфеты и хотел вручить красавице в знак благодарности. Но в этот день была не её рабочая смена, поэтому презент пришлось отдать её коллегам. В коробку со сладостями актёр вложил своё фото и адрес отеля, в котором остановился. Сутки спустя Янковский получил фото той самой девушки с дарственной надписью. Когда надпись перевели, он рассмеялся сквозь огорчение. Японка написала: "Господин русский артист! Пожалуйста, передайте мой портрет актёру Олегу Янковскому, в которого я влюблена".

Звезда «Ленкома»

С одарённым и целеустремлённым Янковским желали сотрудничать многие московские и ленинградские театры. Из множества предложений он выбрал одно — от Марка Захарова. Тот написал пьесу "Автоград XXI", которую позднее поставили в «Ленкоме». Главную роль в спектакле, конечно же, сыграл Олег Иванович.

Сотрудничество продолжилось. Когда Марк Анатольевич начинал снимать "Тот самый Мюнхгаузен", Янковский уже знал, что будет исполнять в этой картине роль барона. Актёр и режиссёр сплотились в творческом и личностном плане, и Захаров видел в роли этого персонажа исключительно Янковского, Когда начался процесс озвучивания фильма, тот неоднократно слышал что "его барон говорит с саратовским акцентом", не используя многих слов, фигурирующих в лексиконе немецких аристократов. А между тем, фильм стал любимым многими ещё и из-за реплики, в которой Янковский допустил оговорку. Знаменитая фраза: "Умное лицо — это ещё не признак ума", изречённая Мюнхгаузеном, в изначальной трактовке звучала так: "Серьёзное лицо — это ещё не признак ума". Фраза так полюбилась кинокритикам и зрителям, что стала жить своей собственной жизнью, отделившись от фильма и уйдя в народ.

Янковский играл в творениях многих других известных режиссёров — В. Тодоровского (фильмы "Любовник" и "Стиляги"), А. Тарковского (фильм "Ностальгия", спектакль "Гамлет" в "Ленкоме"). Он должен был сняться и в картине С. Соловьёва «Метафизика любви», но работа над ней так и не была закончена. Тем не менее, всем режиссёрам очень нравилось трудолюбие и упорство, с котором Олег Иванович занимался своим любимым делом.

До последнего

В 2000-х годах актёр тяжело болел. Боли в желудке и плохое самочувствие оказались признаками онкологии. Порой приступы настигали его во время репетиций. А последние выходы на сцену (в спектакле "Шут Балакирев") были уже невозможны без многократно увеличиваемых доз препаратов, нормализующих работу сердца.

Примечательно то, что Янковский не был объектом сплетен и слухов, его не уличали в тайных романах. Он счастливо жил в браке с актрисой Людмилой Зориной и всячески оберегал этот союз. Он предпочёл пройти свой путь достойно, запомнившись коллегам и зрителям яркими ролями, а не бурной личной жизнью, выставляемой напоказ.

x