Нехорошо: Netflix представил сериал о темной стороне индустрии «благополучия» - Inc News
, автор: Быстрова А.

Нехорошо: Netflix представил сериал о темной стороне индустрии «благополучия»

Создатели вывели на чистую воду пирамидальные структуры нетрадиционных «врачевателей»

Английский термин «Wellness» имеет достаточно неопределенное значение. Он может означать стремление к большей стабильности. Он также может говорить о быстрорастущей индустрии товаров и услуг стоимостью $ 4,2 трлн. - от козьей йоги до оздоровительных бутиков и вагинальных яиц Goop Jade Gwyneth Paltrow’s.

Этот термин может указывать на нескончаемое бремя для женщин - ребрендинг «иметь все» на потребительский феминизм 2010-х годов. Тонкий, чрезмерно используемый зонтик благополучия теперь включает в себя обширную вселенную практик, продуктов и обновленных систем убеждений с различными рисками и степенью научного обоснования, популярность которых резко возросла за последнее десятилетие в социальных сетях и интернет-форумах.

«(Un)Well», шестисерийный документальный сериал Netflix, углубляется в этот мрак благополучия - иногда многообещающий, иногда мошеннический, иногда опасный - чтобы изучить обширную, прибыльную сеть «благополучия» и запутанный поток информации в Интернете.

«Существует много противоречивой информации и дезинформации об этой индустрии. Фактом остается то, что у огромного количества продуктов этой сферы нет достоверных данных эффективности и безопасности», - сказала журналистам исполнительный продюсер Эрика Сачин о мотивах создания сериала, который был снят в течение 2019 года. «Мы почувствовали, что сейчас идеальное время, чтобы взглянуть на эту быстро развивающуюся индустрию и попытаться помочь отделить некоторые факты от вымысла».

Сериал разбирает популярную индустрию по шести конкретным тенденциям: эфирные масла, тантрический секс, потребление грудного молока, голодание, аяхуаска и терапия пчелиным укусом. В первой серии значительное время уделяется двум основным направлениям деятельности компаний doTerra и Young Living, которые представляют символический продукт увлечения здоровьем: эфирные масла. Обе компании делают годовой объем продаж более миллиарда долларов; обе являются многоуровневыми маркетинговыми фирмами, которые создают сети верующих продавцов и концентрируют прибыль наверху (в сериале упоминается судебный процесс против Young Living, в котором утверждается, что организация является финансовой пирамидой).

Эфирные масла открывают путь к обоюдоострому мечу хорошего самочувствия и показывают как практика с некоторыми законными преимуществами для здоровья может быть превращена в лекарство для большого бизнеса от нашего беспокойного века. Использование эфирных масел - ароматических веществ, полученных из растений, - существует уже много веков, и исследования показывают, что некоторые масла обладают незначительной пользой для сна (лаванда) или головных болей (мята перечная). Это может иметь огромное значение; Сериал рассказывает о Джули Маршалл и ее 15-летней дочери-аутистке Саре, которые используют ароматерапию с эфирными маслами как последнюю попытку вылечить бессонницу Сары, которая усугубляет ее перепады настроения и разочарование. Семья является примером главного принципа работы индустрии «хорошего самочувствия». «Люди обеспокоены и утомлены тем, что предлагает медицина и фармацевтика, они хотят взять под контроль свое здоровье», - говорит продюсер фильма.

Но если очарование хорошим самочувствием - это «отчасти любопытство, отчасти необходимость», это еще и «очень большой бизнес». «(Un)Well» прослеживает, как капитализм превращает понятный интерес к эфирным маслам в сомнительную отрасль с миллиардным оборотом. Влиятельные лица торгуют обещаниями, не связанными строгостью медицинских утверждений, через профили в Instagram *(принадлежит организации, признанной в РФ экстремистской с 21 марта 2022 года и запрещена на территории РФ) и группы в Facebook *(принадлежит организации, признанной в РФ экстремистской с 21 марта 2022 года и запрещена на территории РФ). Между тем Young Living и doTerra обходят правила Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов в отношении медицинских утверждений, возвращаясь к базовому туманному языку оздоровительной культуры: «жизнеспособность», «энергия», «исцеление», «баланс».

Сериал также исследует практику употребления грудного молока для наращивания мышечной массы, что является дорогостоящим и опасно неконтролируемым занятием. В одном из эпизодов исследуется сомнительная - и, опять же, опасная без серьезного медицинского наблюдения - практика голодания, от периодических режимов голодания, любимых братьями из Кремниевой долины, такими как Джек Дорси, до более интенсивных, спорных с научной точки зрения, продолжительностью в несколько дней.

По мнению создателей фильма, кумулятивный эффект индустрии «wellness» опирается на универсальные человеческие желания контроля, трансценденции, объяснения, веры. «Я думаю, что это одно из базовых человеческих желаний - взять под свой контроль нашу жизнь, наше здоровье, стремиться к самосовершенствованию», - продолжает Эрика Сачин.

К этому стоит добавить влияние социальных сетей - легкодоступных, часто эстетически приятных путей, с помощью которых многие ищут недоказанные или целостные методы лечения за пределами традиционной медицины. Например, эпизод о терапии пчелиным укусом следует за Керри, 24-летней женщиной, которая борется с хронической болезнью Лайма (всеобъемлющее распространение клещевой инфекции в организме). Подписчик страницы Керри в Instagram *(принадлежит организации, признанной в РФ экстремистской с 21 марта 2022 года и запрещена на территории РФ), на которой она рассказывает о своей борьбе с недугом более чем 52 000 подписчикам, указала ей на потенциал лечения заболевания пчелиным укусом. Сериал далее следует за Керри в Калифорнию, где она посещает семинар по укусу пчел с Брук Геахан и ее компанией The Heal Hive. Гейхан построила свой бизнес на подписчиках в Instagram *(принадлежит организации, признанной в РФ экстремистской с 21 марта 2022 года и запрещена на территории РФ), которым подробно рассказывается о ее пути к выздоровлению, но не о хронической болезни Лайма.

Слоган сериала спрашивает: «Соответствуют ли все эти тенденции оздоровления своим обещаниям?» «(Un)Well» не дает никаких точных ответов. «Я не думаю, что все выглядит черно-белым», - сказала Сачин. «Это намного сложнее. Вот почему я думаю, что важно слушать разные стороны, уметь воспринимать и синтезировать информацию, а затем решать для себя», - резюмировала создательница документального сериала.

x