Европа задумалась над созданием «стратегической автономии» от США - Inc News
, автор: Быстрова А.

Европа задумалась над созданием «стратегической автономии» от США

Европейцы больше не рассматривают Америку как надежного и предсказуемого партнера, вне зависимости от исхода предстоящих президентских выборов

Президент США Дональд Трамп, который считает европейцев соперниками и бездельниками, но никак не союзниками, сделал все возможное и невозможное, чтобы многие европейские лидеры с нетерпением ожидали избрания Джо Байдена на предстоящих президентских выборах. Однако в ЕС также болезненно осознают, что четыре года правления Трампа изменили двусторонние отношения настолько, что вернуть их в прошлое состояние вряд ли удастся.

Даже если цивилизованность удастся восстановить, фундаментальное доверие было подорвано. Европейские дипломаты и эксперты считают, что внешняя политика США больше не является двухпартийной, а значит, и надежной. «Сияющий город на холме уже не так сияет, как раньше», - прямо выразился Рейнхард Бутикофер, видный немецкий член Европейского парламента.

«Впервые европейцы опасаются, что в США больше нет внешнеполитического консенсуса. Каждая новая администрация может означать совершенно новую политику, а для них это означает кошмар», - сказал Иван Крастев, директор Центра либеральных стратегий.

Al Drago/The New York Times

Недовольство Трампа Европой разделяют многие американцы, и, учитывая поляризацию в США, президент Франции Эммануэль Макрон не зря считает, что Европа должна стать более автономной. Тем более это актуально на фоне растущего влияния Китая в регионе и других вызовов. Администрация Трампа является лишь симптомом коренных изменений взаимоотношений, но не их причиной.

Идея европейской «стратегической автономии» - Европы, менее зависимой от Вашингтона и обладающей собственным сильным голосом в мире - набирает силу, даже если это пока больше стремление, чем реальность.
Некоторые политологи, такие как Натали Точчи, директор Института международных отношений Италии, и Франсуа Хейсбур, французский аналитик по вопросам безопасности, опасаются, что президентство Байдена может привести к короткому периоду европейской автономии и позволит европейцам продолжать, как сказала Точчи, «жить, сунув головы в песок».

Американская внешняя политика традиционно была двухпартийной - старая фраза о том, что «политика останавливается у кромки воды», имела свои достоинства, особенно во время холодной войны. Но распад Советского Союза означал, что внешняя политика также подверглась усилению политической поляризации в самих Соединенных Штатах.

Фото: AP

«В Европе наблюдается невероятный упадок чувства восприятия Соединенных Штатов как надежного партнера», - сказал Джереми Шапиро из Европейского совета по международным отношениям. «Байден не решит их американских проблем», - добавил он. «Он ведь не будет президентом навсегда, и демократы не всегда будут у власти, а европейцы уже поняли, что США нельзя доверять во внешней политике, потому что следующая администрация придет и уничтожит все то, что сделано предыдущей».

Европейцы также рассматривают конфронтацию Америки с Китаем как одну из двухсторонних проблем, которые определяют внешнюю политику США, и европейцы не хотят, чтобы их сделали пешкой или игральной картой в этом соперничестве, учитывая, что Китай является вторым по величине торговым партнером Европы после США. Опросы показали, что большинство европейцев не хотят принимать чью-либо сторону в битве между Вашингтоном и Пекином. «Мы не видим в Китае проблемы и не являемся конкурентами», - сказал Рем Кортевег из института Клингендаль.

Фото: AP

В случае победы на выборах, администрация Байдена скорее всего сначала сосредоточится на обновлении внутри страны, решая множество оставленных «в наследство» проблем. Байден будет стремиться к более тесному сотрудничеству с Европой, поддерживая, по его словам, «идентичность европейской безопасности».

Однако у европейцев есть свой собственный скептицизм на этот счет, учитывая наблюдающийся дрейф в США, которые все больше погружаются во внутренние конфронтации, что означает еще большую насущность вопроса создания максимальной автономии континента.

Источник: nytimes.comИсточник фото: nytimes.com
x